Знойное
Но Урень, как выясняется, лишь верхушка айсберга. Безответственное отношение к водным ресурсам у нас дело обычное. Экологи трубят о беззащитности нижегородских рек и прогнозируют в недалеком будущем обострение проблемы нехватки воды. А без воды, как известно, «ни туды и ни сюды».
На берегу очень грязной реки
Пьяна, левый приток Суры, впадающей в Волгу, — самая большая из внутренних рек Нижегородской области. Протекает по восьми южным районам региона: Сеченовскому, Большеболдинскому, Гагинскому, Вадскому, Перевозскому, Бутурлинскому, Сергачскому, Пильнинскому. В бассейне же Пьяны расположены Лукояновский, Шатковский, Арзамасский и Краснооктябрьский районы. Между тем состояние ее от множества созданных человеком проблем ухудшается.
— Срочно необходимо сдерживание процесса ее загрязнения. Свою лепту в него вносит, к примеру, Сергачский сахарный завод, — рассказала «НН» председатель регионального отделения общественной организации «Российская сеть рек» Елена Колпакова. — Чтобы вырастить свеклу, применяют все больше и больше пестицидов, которые через жмых попадают в Пьяну. Построить же очистные сооружения предприятие не может. У других предприятий такие сооружения изношены. А денег на их реконструкцию найти они ну никак не в состоянии. Вот и сбрасывают в Пьяну неочищенные стоки.
К тому же рядом с водоемом располагаются и скотомогильники. В теплое время года на этой реке выпасают очень много скота, который оставляет на дне продукты своей жизнедеятельности.
Поля распаханы до уреза воды Пьяны. В результате с них в реку вытекают удобрения. Туда же льются и поверхностные стоки из населенных пунктов.
В Пьяне фиксируется превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) тяжелых металлов и органики.
А еще на ее берегах процветает браконьерство. Рыба Пьяны на грани исчезновения. Берега ее требуют срочной высадки лесополосы. Река стремительно мелеет.
— Маленький исток Пьяны находится в Мордовии. И что происходит там, мы вообще не знаем, — добавила Елена Колпакова.
Нижегородским экологам удалось невозможное. Они смогли объединить глав хотя бы пяти районов области в Водный Совет по спасению реки Пьяна. К апрелю Совет собирается разработать рабочий вариант плана действий по улучшению состояния этого
За озеро в ответе только дети?
Однако Пьяна не единственный нижегородский источник, который испытывает проблемы. В Нижегородской области насчитывается девять тысяч рек, на которые приходится всего 29 створов (места водоема, в которых расположены специальные приборы для ежемесячной фиксации концентрации вредных веществ. — Авт.). На той же Пьяне их всего два — в Сергаче и сергачском селе Камкино. Словом, объективной информации о состоянии нижегородских рек попросту нет.
— Большинство из 29 створов очень грязные. К тому же если человечество производит порядка 10 тысяч загрязняющих веществ, то мы контролируем лишь около 20 их разновидностей, — привел говорящие цифры председатель совета общественной организации «Экологический центр «Дронт» Асхат Каюмов.
В плохом состоянии приток Оки река Теша, протекающая в Арзамасском, Лукояновском районах. Интенсивно загрязняется Пыра (Дзержинск, Балахнинский район). Недостаточно работают очистные сооружения водоканалов Перевоза, Выксунского района. Первый, кстати, той же Пьяне причинил вред на 869,513 тысячи рублей.
— В 2008 году приняты в эксплуатацию очистные сооружения в Пильне. Теоретически их мощность составляет 1200 кубических метров в сутки. Но они работают с недогрузкой. И не потому, что нечего чистить. А потому, что канализирована только одна третья часть Пильны, и остальные стоки сбрасываются без очистки, — рассказала «НН» председатель регионального отделения общественной организации «Российская сеть рек».
А еще есть Заволжский моторный завод, который перед сбросом сточных вод в Волгу их обязательно хлорирует. Хлорирование — это официально разрешенный способ очищения. Только вот при его применении в воду выливается 12 вредных веществ.
Сейчас нижегородские борцы за чистоту водоемов создают программу по санации Дзержинска. Оздоровления там требуют озеро Святое, Ока, Вьюница, Совец, который впадает в Оку, канал Волосяниха, который на самом деле
В помощь инициаторам этой программы по спасению дзержинских водоемов областное министерство экологии готовит письмо поддержки. Но какой будет ответная реакция дзержинских предприятий?
— В Нижнем Новгороде загрязнены все реки! Мы пытались провести мероприятия по санации Мещерского озера, к примеру. Хотели предложить организациям закрепить за собой береговые участки, на которых они расположены, и следить за ними. И что? Тут же получили отказ от всего бизнеса! Нас поддержал только Нижегородский государственный детский театр «Вера», — разводит руками Елена Колпакова.
Миллионы грязных кубов
При таком равнодушии ничего хорошего нижегородцам от природы ждать не стоит. По прогнозам специалистов, проблема нехватки воды будет лишь усугубляться.
— Пить можно только воду первой категории. Качество же воды в нижегородских реках от третьего класса и выше. Класс 4А — это грязная вода. И загрязнение наших водоемов все увеличивается и увеличивается, — предупредил Асхат Каюмов. — При этом, по официальным отчетам, объем грязных сточных вод ежегодно уменьшается. Это значит, что состояние рек, наоборот, должно улучшаться.
Так, по данным департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ПФО, в 2009 году по сравнению с
Ближайшая напасть, которая стоит на пороге Нижегородчины, — таяние снега. Все, что транспорт выплюнул на дорогу (
—
В такой ситуации спасла бы, как неоднократно сообщали «НН», система ливневой канализации и система очистки ливневых стоков. Но их в столице Поволжья, увы, нет.
Елизавета КОРШУЛЬ.
Цифры
По данным департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ПФО (Росприроднадзор), в 2009 году 204 предприятия осуществляли сброс сточных вод в Нижегородской области. Однако только 44 из них имели на это разрешение.
Общий объем сброса сточных вод в нашем регионе составил 1070,98 миллиона кубических метров. Из них загрязненных сточных вод — 379 миллионов кубометров, недостаточно очищенных 353 миллиона, вообще без очистки — 25,90 миллиона. И только 12,36 миллиона кубов сбрасываемых стоков были нормативно очищены, а 679,60 миллиона — нормативно чистыми.
Проверив в том же году 28 предприятий в Нижегородской области, Росприроднадзор констатировал, что только 12 принадлежащих им очистных сооружений работают в проектных параметрах. У остальных же обнаружены нарушения: различные поломки, недоделки, отступления от проектов.
Между тем
Ледовое попоище
Зимний сезон подходит к концу, и многочисленные любители подледной ловли считают оставшиеся морозные деньки и торопятся еще раз выйти на рыбалку.
Посидеть возле лунки в хорошей компании, согреться высокоградусным напитком и поболтать за жизнь с
— Я много лет подряд выхожу на зимнюю рыбалку вместе с мужем и друзьями, и из года в год наблюдаю одну и ту же картину: на льду валяются пустые бутылки, окурки и очистки от колбасы, — рассказывает рыбак с многолетним стажем Ольга Сергеева. — Многие опытные рыболовы подходят к процессу ловли довольно ответственно и всегда оставляют после себя чистоту, а те, кто выходят на лед просто «посидеть» и выпить, часто мусорят. Вся эта грязь весной попадет в воду, в которой летом мы купаемся с детьми. Как же быть?
Конечно, тот «вклад» в экологию области, который вносят нерадивые рыбаки, незначителен по сравнению с тем, что попадает в реки вместе с грязью и
— Гадить там, где живешь, у нас, к сожалению, принято, и это очень печально, — говорит председатель совета нижегородского экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов. — Безусловно, любой мусор влияет на окружающую среду. Но если бы рыбаки были единственным источником загрязнения вод, это было бы настоящим счастьем. Страшнее для нашей экологии то, что поступает в реки с полигонов крупных городов.
По словам Асхата Каюмова, любителей рыбалки, оставляющих после себя мусор на льду после ловли, немало. Однако в Нижегородской области существует рыболовный клуб, насчитывающий сотни ответственных участников, которые заботятся о реках и периодически устраивают акции, направленные на очищение водоемов от грязи и отходов. Хорошо бы, если бы они занялись воспитанием нерадивых рыбаков.
Елена КОРОГОДОВА.