Ключевой задачей современного высшего образования является увеличение внимания к практической работе. Практика становится одним из основных элементов в образовательных программах ВУЗов. Ежегодно тысячи студентов Нижегородской области, которые готовятся к педагогической деятельности, отправляются на прохождение летней практики в детские лагеря и оздоровительные центры.
Летняя практика – время, когда можно применить все навыки, полученные во время учебы, когда будущий педагог может окунуться в живое общение и работу с детьми. Это также время развития коммуникативных, творческих, организаторских способностей. Студенты, проходящие практику в лагерях уже не первый год, отмечают, что это несомненно хороший опыт, который помогает им познакомиться со всеми нюансами будущей профессии.
Когда вожатые первый раз попадают в детский коллектив, они открывают для себя новый мир - мир детской психологии, мир их интересов и увлечений, взглядов на жизнь. Они знакомятся с множеством маленьких личностей, таких похожих и непохожих друг на друга в одно время. Те, кто уже не первый год проходят летнюю практику знают, что каждый ребенок индивидуален, и именно к этой индивидуальности и должен найти подход вожатый. Есть активные дети, есть пассивные, открытые и замкнутые, спокойные и гиперактивные. И круг интересов также разнообразен, как и сами дети: k-pop, тик-токи, танцы, спорт, искусство… этот список можно перечислять бесконечно. Дома большую часть времени так или иначе они проводят за гаджетами, играя в игры, смотря видео или переписываясь с друзьями. Живое общение уходит на второй план. В лагере же всегда начинается новая жизнь, полная разных активностей, новых друзей, увлечений; каждый день не похож на предыдущий и дети в него погружаются с головой.
Лина Зуева, студентка НГЛУ им.Н.А.Добролюбова, в этом году проходила свою первую летнюю практику в детском лагере. До этого у ее уже был небольшой опыт работы в лагере, но, как считает студентка, каждый раз это встреча с новым: новыми ситуациями, проблемами, идеями, детьми.
- Что важно вожатому для работы с детьми?
Пожалуй, самое важное для меня – это гибкость и умение подстраиваться под обстоятельства, настроение, даже под погодные условия. очень важно уметь чувствовать, что сейчас необходимо детям, что они хотят от тебя услышать или получить. Именно это умение помогает наладить с ними хорошие взаимоотношения, которые строятся на доверии и уважении. Но это, конечно, далеко не единственное качество. Нам надо быть и терпеливыми, и эмпатичными, и открытыми, и принципиальными, и внимательными , и ответственными, и понимающими.. На самом деле этот список можно продолжать бесконечно.
- Какие они – современные дети? Чем они интересуются? Что для них важно?
Они интересуются абсолютно всем: от политики до искусства; но опять же все дети разные. Кто-то увлекается, например, литературой и не по годам мудрый в свои 11 лет, а кто-то предпочитает развлечения и более развит творчески. Дети очень быстро учатся и схватывают всё на лету, для них очень важно получать поддержку в своих увлечениях и понимание со стороны взрослых.
Вы знаете, я заметила, что заинтересовать и удивить их становиться все сложнее. Они многое уже видели в каких-то шоу, передачах, слышали в подкастах. Не легко придумать что-то новое и свежее. Хотя это вполне возможно! Им самим иногда хочется поучаствовать в том, что они когда-то видели в интернете. Приходится следить за всеми новинками в тех же социальных сетях, чтобы понимать, что им точно может понравится. Приходится развивать насмотренность, анализировать новые форматы, переделывать их под себя и детей.
- В Нижегородской области есть интересные инициативы воспитания детей. Принимали ли вы участие в них?
- Конечно! У нас проводится так много детских фестивалей, конкурсов творчества, мастер-классов и концертов, на которые нас как будущих педагогов приглашают в первую очередь. Я уже неоднократно принимала участие в мероприятиях в школе 800, проводила занятия в детских центрах, различные мастер-классы на открытых площадках города. К примеру, недавно нас приглашали провести мастер класс в парке Швейцария ко Дню защиты детей. Мы плели с ребятами фенечки и делали открытки.
- Что тебя привлекает в работе вожатой?
Как бы это банально не звучало: работать с детьми и видеть результат этой работы. Я получаю море удовольствия вечером, когда мы проводим «свечки». У этой части дня своя атмосфера. Мы обсуждаем как прошел день, ребята делятся своими впечатлениями от мероприятий и активностей, рассказывают, что им понравилось или наоборот не понравилось, делятся своими переживаниями и радостями. Именно тогда ты еще раз убеждаешься в том, что все дети разные. Кто-то может говорить о каждой мельчайшей детали дня, по типу того какие сегодня были вкусные наггетсы на обед, а кто-то говорит всего несколько слов. Но даже они имеют для вожатых огромное значение. Я всегда анализирую все услышанное на «свечке» ведь это своеобразная обратная связь по моей работе.
Мне также ставить номера, играть, разговаривать и видеть, как детям начинает нравиться в лагере, как они раскрываются и становятся смелее, инициативнее и увереннее, как они находят себе друзей, пробуют что-то новое. По-моему, это дорогого стоит, и я действительно рада, что у меня есть возможность помочь им увидеть новое в себе, раскрыться с другой стороны.
Каждое лето – это время новых открытий, новых знаний и умений, нового тебя. Для педагога-вожатого это новое «Я» рождается после каждой смены. В течении нескольких недель через тебя проходят сотни детей. Кто-то из них в твоем отряде, с кем-то ты пересекаешься на мероприятиях или просто идя по лагерю, но каждый из них оставляет в твоей душе свой след. Лагерь - это место, где не только ты помогаешь детям раскрыть себя или узнать что-то новое, но и дети помогают тебе стать лучше.
Инна Королева.