Мир прекрасных зданий Георгия Гольца мог бы преобразить Россию

Мир прекрасных зданий Георгия Гольца мог бы преобразить Россию

На первом этаже нижегородского Арсенала проходит выставка «Города Георгия Гольца» из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Музея архитектуры им. А.В. Щусева. В экспозиции – архитектурные и градостроительные проекты, рисунки и акварели, эскизы театральных декораций, созданные Георгием Гольцем. 

Георгий Павлович Гольц (1893–1946) – один из ведущих архитекторов конца 1920–1940-х годов, график и сценограф. Широкому кругу зрителей он не очень известен. Между тем, выстроенные по его проектам здания до сих пор обращают на себя внимание своим горделивым и изящным видом.

Он участвовал во многих резонансных архитектурных конкурсах 1930-х, в том числе проектировал городок Автостроя (Соцгород) на нижегородском Автозаводе и бумажную фабрику в Балахне.

В конце Великой Отечественной войны занимался разработкой проектов восстановления Сталинграда, Киева, Смоленска. 

Он был творцом и мечтателем, разносторонне развитым, тонко чувствующим жизнь и отчасти авантюристом. Например, в Первую мировую воевал в составе одного из первых российских авиаотрядов. 

«Был канун войны и заря революции, – писал он в 1913 году. – А в искусстве была пустота, очень мало живого, что могло бы поднять, организовать и помочь жить… С Запада уже наплывают пленэризм, футуризм, кубизм, супрематизм и прочие измы, и эти измы страшно увлекают и привлекают, потому что это переворачивает всю жизнь. Футуризм меня потряс». 

В том году Гольц поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Поначалу он был в рядах футуристов: участвовал в их выставках, вместе с Маяковским и Бурлюком появлялся на улицах в цветной блузе и с размалеванными щеками. Пробовался на роль в немой картине «Драма в кабаре футуристов № 13», позже принял участие в первой постановке «Мистерии-буфф» Маяковского, сыграв роль Американца. 

Вернувшись с фронта, Гольц учился в московском ВХУТЕМАСе у ярого рационалиста Николая Ладовского, мечась от неоконструктивизма к классике. «Классика – искусство отжившее, она не нужна, мы люди новые. Но чистота классики по-прежнему привлекает», – писал он впоследствии. Итог контрастирующих друг с другом школ, полученных молодым художником, оказался чрезвычайно интересен: конструктивизм, крепко замешанный на итальянском Ренессансе! После защиты диплома «Сад-город в Останкино» он отправился в Италию.  «Италия меня, конечно, совершенно потрясла. Первое время я даже не мог рисовать... Потрясающее впечатление, когда я увидел Рим, эти камни барочные, ту страстность, с которой все сделано… все это так прекрасно…», – писал художник.

Народный художник России Сергей Бархин написал о нем следующее. «Гольц – итальянец. Там провел он два года. Он ходил под руку с Паоло Уччелло – человеком, киноварные ноги которого перешли потом в зал проекта Камерного театра. Прогулка с горбуном Брунеллески или с закутанным в золотую парчу Пьеро делла Франческа. Он купался в золотом Неаполитанском заливе, просеивал сквозь пальцы золотую умбру натуральную. Все это он принес потом и к нам в архитектуру».

В истории Гольц остался так называемым «бумажным архитектором» – зодчим, чьи проекты волей судеб остались по большей части на бумаге. Выставка его графики показывает альтернативную реальность – мир прекрасных зданий, которые преобразили бы Россию. 

Выставка проводится в рамках фестиваля графики на Музейной набережной, при поддержке министерства культуры Нижегородской области.

Проект подготовлен в рамках партнерства «Музейная набережная». 0+.

Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате