На первом этаже нижегородского Арсенала проходит выставка «Города Георгия Гольца» из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Музея архитектуры им. А.В. Щусева. В экспозиции – архитектурные и градостроительные проекты, рисунки и акварели, эскизы театральных декораций, созданные Георгием Гольцем.
Георгий Павлович Гольц (1893–1946) – один из ведущих архитекторов конца 1920–1940-х годов, график и сценограф. Широкому кругу зрителей он не очень известен. Между тем, выстроенные по его проектам здания до сих пор обращают на себя внимание своим горделивым и изящным видом.
Он участвовал во многих резонансных архитектурных конкурсах 1930-х, в том числе проектировал городок Автостроя (Соцгород) на нижегородском Автозаводе и бумажную фабрику в Балахне.
В конце Великой Отечественной войны занимался разработкой проектов восстановления Сталинграда, Киева, Смоленска.
Он был творцом и мечтателем, разносторонне развитым, тонко чувствующим жизнь и отчасти авантюристом. Например, в Первую мировую воевал в составе одного из первых российских авиаотрядов.
«Был канун войны и заря революции, – писал он в 1913 году. – А в искусстве была пустота, очень мало живого, что могло бы поднять, организовать и помочь жить… С Запада уже наплывают пленэризм, футуризм, кубизм, супрематизм и прочие измы, и эти измы страшно увлекают и привлекают, потому что это переворачивает всю жизнь. Футуризм меня потряс».
В том году Гольц поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Поначалу он был в рядах футуристов: участвовал в их выставках, вместе с Маяковским и Бурлюком появлялся на улицах в цветной блузе и с размалеванными щеками. Пробовался на роль в немой картине «Драма в кабаре футуристов № 13», позже принял участие в первой постановке «Мистерии-буфф» Маяковского, сыграв роль Американца.
Вернувшись с фронта, Гольц учился в московском ВХУТЕМАСе у ярого рационалиста Николая Ладовского, мечась от неоконструктивизма к классике. «Классика – искусство отжившее, она не нужна, мы люди новые. Но чистота классики по-прежнему привлекает», – писал он впоследствии. Итог контрастирующих друг с другом школ, полученных молодым художником, оказался чрезвычайно интересен: конструктивизм, крепко замешанный на итальянском Ренессансе! После защиты диплома «Сад-город в Останкино» он отправился в Италию. «Италия меня, конечно, совершенно потрясла. Первое время я даже не мог рисовать... Потрясающее впечатление, когда я увидел Рим, эти камни барочные, ту страстность, с которой все сделано… все это так прекрасно…», – писал художник.
Народный художник России Сергей Бархин написал о нем следующее. «Гольц – итальянец. Там провел он два года. Он ходил под руку с Паоло Уччелло – человеком, киноварные ноги которого перешли потом в зал проекта Камерного театра. Прогулка с горбуном Брунеллески или с закутанным в золотую парчу Пьеро делла Франческа. Он купался в золотом Неаполитанском заливе, просеивал сквозь пальцы золотую умбру натуральную. Все это он принес потом и к нам в архитектуру».
В истории Гольц остался так называемым «бумажным архитектором» – зодчим, чьи проекты волей судеб остались по большей части на бумаге. Выставка его графики показывает альтернативную реальность – мир прекрасных зданий, которые преобразили бы Россию.
Выставка проводится в рамках фестиваля графики на Музейной набережной, при поддержке министерства культуры Нижегородской области.
Проект подготовлен в рамках партнерства «Музейная набережная». 0+.
Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.