В начале учебного года вопросы адаптации ребенка к новым условиям особенно волнуют родителей, отмечает педагог-психолог Центра психолого-педагогической медицинской и социальной помощи Любовь Сорокина. В своем выступлении на тему «Школа без слез и истерик, что полезно знать и уметь родителям» Любовь Александровна обратила внимание на то, что процесс перестройки в сентябре происходит не только у детей, но и у пап и мам.
– Если в сентябре дети бегут в школу вприпрыжку, чтобы встретиться со школьными друзьями, похвастаться новой канцелярией или кроссовками, то в октябре эйфория идет на спад. У школьников начинает проявляться сопротивление новым обязанностям, количеству и объему домашних заданий. Растет тревожность и у детей, и у взрослых. В этот период всегда число обращений за психологической помощью возрастает, – отмечает Любовь Сорокина.
Беспокоит безответственность детей: то потерял сменку, то забыл дневник, что будет дальше, спрашивают родители.
Подобное поведение не свидетельствует о проблемах адаптации, стоит помнить, что вхождение в учебный процесс требует времени, успокаивает специалист. Но если наблюдается комплекс проблем: рассеянное внимание, тревожность, проблемы в общении со сверстниками, нарастающая неуспеваемость, то, действительно, стоит обратиться за психологической помощью.
Особенно пристальное внимание родителям стоит уделять первоклассникам, у которых идет формирование учебной мотивации. Непросто входить в учебу и пятиклассникам – незнакомые педагоги, новые правила, плюс в этот период уже начинаются гормональные перестройки, свойственные подростковому возрасту.
Во-первых, необходимо формировать реалистичные представления о школе. Часто дети идут в 1-й класс с настроем учиться лучше всех, однако не всем удается оправдать завышенные ожидания родителей. Еще одна крайность – демонизация, когда взрослые говорят плохо о школе, внушают ребенку ненужные страхи. Случается, что на вопрос, что тебя пугает в школе, первоклассники признаются, что боятся встретить директора в коридоре.
Во-вторых, очень важно организовать режим – полноценный сон, отбой в одно и то же время, разнообразное питание. Маленьких детей очень важно учить планировать свой день. Может быть, стоит купить специальную доску, на которую он бы записывал, что ему надо сделать, что уже сделано. Это очень поможет ребенку в дальнейшем. Не собирайте портфель за ребенка, а пишите ему записочки-подсказки, чтобы он не забыл взять с собой то, что нужно.
В-третьих, стоит помнить о прогулках. Чередуйте подвижную деятельность с занятиями за столом. Вместе с ребенком обустройте его рабочее место, чтобы оно было максимально удобным.
В-четвертых, не перегружайте детей секциями и кружками, дополнительно ребенок должен заниматься только тем, что ему нравится.
Не транслируйте негатив, не нужно, чтобы ребенок слышал о том, как много денег требуется на сборы в школу – это формирует комплекс вины: «Я слишком дорого родителям обхожусь». Избегайте неэтичных оценочных реплик об учителях, и никогда не обсуждайте педагогов при детях. Авторитет учителя необходим для поддержания дисциплины и школьной мотивации.
Родители убеждены: «Главное, чтобы учился хорошо, а остальное неважно». Это неправильная установка. Если у ребенка не складываются отношения с учителем или одноклассниками, то это сильно влияет на его эмоциональное состояние и, как следствие, на учебу.
Не лишайте ребенка самостоятельности, не нужно за него делать домашние задания, дайте вашему школьнику возможность ошибаться и исправлять плохие оценки.
Не стоит допрашивать первоклассника о том, какой смайлик он получил, сколько наклеек (заменяющих пятерки) уже есть у одноклассников. Старайтесь не делать акцента на оценках. Ребенок должен усвоить, что главное это знания, а не отметки. Не сравнивайте сына или дочку с другими детьми. Призывать учиться так же хорошо, как старшая сестра – тоже неправильно.
И обязательно хвалите ребенка за успехи. Важен искренний интерес к ребенку, когда он приходит из школы, не стоит его заваливать дежурными вопросами: как дела, чем кормили, что получил сегодня, а задавайте вопросы открытого типа – что тебя сегодня удивило/насмешило, с кем ты сидел за партой, чем тебе нравится сосед по парте, на кого из учителей ты хотел бы быть похожим. Такое общение формирует доверительные отношения и является залогом того, что в случае беды ребенок расскажет об этом родителям.
Евгения Александрова.