Октябрьская премьера Нижегородского академического театра драмы имени М. Горького, первая в этом сезоне, приурочена к 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Тема раскаяния стала центральной в спектакле «Вдовий пароход».
Это «мужская» постановка о женщинах, и сделана она с большой любовью и уважением к поколению, пережившему тяжелые сороковые годы. События происходят одновременно в двух временных пластах: в настоящем (шестидесятые) и в прошлом. Два события, печальное и радостное: поминки матери и ожидаемое появление на свет нового человека, разведены в истории, но вместе с колоритными персонажами мы погружаемся в воспоминания и двигаемся из разных точек одной хронологической прямой – к финалу. Математическое двухмерное строение кажется неслучайным, если знать одного из соавторов произведения. Помимо Павла Лунгина, это И. Грекова (Елена Вентцель), также написавшая задачник по теории вероятностей.
Главный герой – Вадим (Николай Смирнов), глазами которого мы наблюдаем за жильцами коммунальной квартиры, впервые появляется в действии еще не рожденным, в животе матери. Она досрочно вернулась с фронта по причине беременности. Но не от законного мужа, пропавшего без вести, а от случайного знакомого. Вина за стыдные обстоятельства, тревога за сына и желание сделать его жизнь лучше своей станут для Анфисы (Маргарита Баголей) определяющими мотивами поступков до конца дней.
Драматургически пьеса собирает в одном коридоре представительниц разных слоев общества. Калейдоскоп характеров, будто маски типажей, предстает в первом акте, чтобы развить их образы во втором.
Здесь каждый хочет быть счастливым, но говорит о радостных моментах жизни не в настоящем, а в прошлом или будущем, мечтая о несбыточном. Не дает себе права на свободу вернувшийся из заключения официальный муж Федор (Валентин Ометов). Фронтовик никак не может найти себя в мирное время, а потому пьет, лишь бы забыться.
Боится новых чувств соседка Флерова (Анна Сучкова). Она потеряла в бомбежке семью, выжила, но стала инвалидом, и словно продолжением своей деревянной трости – несгибаемая и сухая, музыкальный работник с негнущимися пальцами и такой же прямолинейной речью. Верующая Капа (Алена Глазырина) – из простых людей, с народными оборотами в речи и точной оценкой окружающих. Это с ее ироничного определения квартира одиноких женщин стала называться «вдовьим пароходом». Стал ли в итоге этот пароход «Титаником»? Решать зрителю.
Следить за их перепалкой с эксцентричной представительницей рабочего класса – бедовой Панькой (Мария Мельникова) – отдельное удовольствие. Драма меняется с комедией местами, особенно когда в эпицентре споров оказывается ее очередной сожитель. Безмолвные, но выразительные эпизоды с Николаем (Иван Бычков), запомнились суровыми поступками настоящего человека труда.
Бывшая солистка музыкального театра, импозантная Ада (Светлана Кабайло) и в быту существует, как на сцене перед зрителями. Героиня комичная и трогательная, в ярких нарядах из сытых лет, мечтает о возвышенной любви. А пока таковой нет на горизонте, может поступиться былым положением и принять в свое сердце любого, кто переступит порог их дома.
Замполит (Сергей Кабайло), из военной службы Анфисы, появляется неожиданно и пробуждает былые чувства. У них есть шанс стать полноценной семьей, ведь такой мужчина – мечта всех дам. Но сказка быстро заканчивается…
Залюбленный женским окружением мальчик вырос в эгоиста. Спектакль не делает обобщений, но становится понятно, почему в современном обществе традиционно сильны женщины и настолько же инфантильны мужчины.
На сцене пять героинь и шесть дверей (художник Владимир Мартиросов). Одна дверь отличается по цвету и, возможно, это портал в какое-то другое измерение, как объяснил режиссер-постановщик Николай Дручек. Из нее появляются и в ней исчезают персонажи, переходя во внешний мир. Анфиса нашла свой выход из замкнутого пространства, зависимой, удушающей материнской любви к Вадиму. Но как ему искупить свою вину? Только попросив прощения. (18+)
Ольга Плаксунова. Фото Валерии Авдеевой, предоставлено театром.