О чем рассказали мумии

Почти сотня экспонатов прибыла из Государственного музея изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, обладающего крупнейшим собранием древнеегипетского искусства в России. 

Египтология как наука возникла на рубеже XVIII-XIX веков. Внимание просвещенного человечества мумии привлекли еще раньше – приблизительно в XIII веке. Тут все началось с того, что Авиценна (Ибн Сина) описал лечение достаточно широкого спектра заболеваний с помощью «мумие» (от персидского «мум» – воск, смола), и салернские медики, переводившие научные труды восточных авторов, крепко ухватились за чудо-средство традиционной персидской медицины. Слово «мумие» в рукописях не разъяснялось, и европейцы трактовали его как порошок и смолу из мумий. Конечно, не все верили в чудо-средство. Но лишь в конце XVIII века научное сообщество признало такое «лекарство», в общем, шарлатанским. Но мало того: останки тел использовали не только в медицине, но и… в искусстве: с XVI века европейские художники стали использовать пигмент Mummy Brown: считалось, что «мумия коричневый» дает цвет особенной «туманности».

Итак, на рубеже XVIII-XIX веков мумии стали объектом научного интереса и их начали вовсю потрошить. Но уже в начале XX века наряду с разворачиванием, которое необратимо повреждало мумии, началось их изучение недеструктивным методом – рентгенографии. В наши дни к нему добавилась и компьютерная томография.

Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия» – итог совместного проекта ГМИИ 

им. А.С. Пушкина и НИЦ «Курчатовский институт», их большой научной работы. В рамках этого проекта впервые в России было проведено неинвазивное сканирование КТ и были исследованы десять целых мумий людей, несколько мумий животных и фрагменты мумий, то есть ученым удалось увидеть мумии «изнутри», проникнуть сквозь пеленание, не разрушив их.

В этой необычной экспозиции сочетаются мультимедийные технологии с подлинными древнеегипетскими артефактами, повествуя о том, как египтяне представляли себе загробную жизнь. 

Вообще, к теме бессмертия древние египтяне подходили очень вдумчиво и серьезно. На выставке несколько разделов: «Материальность бессмертия», «Теология бессмертия», «Монументальность бессмертия», «Эстетика бессмертия». Предметы, представленные в экспозиции, удивительны: 

расписной деревянный саркофаг, жертвенник, предметы из гробниц, папирусы, скульптуры. Собственно мумий нет – но это достаточно спорное зрелище, производящее тяжелое впечатление. Неслучайно Конан Дойль под впечатлением от увиденных им мумий написал триллер «№249». Представлено нечто гораздо более познавательное: 3D-реконструкции облика древних египтян.

Выставка проходит в Пакгаузе на Стрелке до 19 января 2025 года. Доступно посещение по Пушкинской карте. 12+.

Мария Федотова.

Следите за нашими новостями в удобном формате