Финал российской оперной премии Casta Diva прошел в Нижнем Новгороде

Финал российской оперной премии Casta Diva прошел в Нижнем Новгороде

Это одна из двух отечественных, непосредственно оперных премий, и единственная, присуждаемая критиками. Но всего во второй раз за свою историю (с 1996 года), церемония награж­дения состоялась не в Москве.

Причин для «миграции» в Нижний Новгород было несколько. Здесь 24 октября 1935 года в бывшем Народном доме открылся нынешний театр оперы и балета. Да, 89-летие – цифра не «круглая», но в культурной столице 2024 года многие события случились именно благодаря этому высокому статусу. Нижегородский академический театр оперы и балета имени А.С. Пушкина с честью справился с торжественной и музыкальной частью, несмотря на традиционные проблемы с акустикой зала.

Поздравления в этот праздничный вечер, накануне Международного дня оперы, звучали не только в адрес лауреатов премии. По счастливому совпадению дат, то был день рождения музыкального руководителя и главного дирижера театра Дмитрия Синьковского. Он же управлял созданным им оркестром La Voce Strumentale на гала-концерте, в котором приняли участие столичные солисты и достойно выступили артисты нижегородского театра.

Директор театра Айрат Тухватуллин во вступительном слове выразил надежду, что Нижний Новгород вскоре станет оперной столицей страны, а также пообещал, что 90-летие, через год, будет отмечаться с не меньшим размахом. 

Название премия получила по первой строчке знаменитой молитвы «Casta Diva» («Пречистая Богиня») из оперы «Норма» Беллини. Символично, с этого произведения стартовала церемония награждения в исполнении Венеры Гимадиевой. Классические музыкальные шлягеры, хорошо знакомые по записям и филармоническим концертам, нижегородцы услышали в первоклассном динамичном звучании.

В этот раз число победителей сократилось до трех. В категории «Спектакль года» и по зарубежным постановкам, по итогам 2023 года, премия не присуждалась.

В номинации «Певица года» жюри наградило приглашенную солистку Большого театра Кристину Мхитарян (сопрано). Сейчас ее чаще можно услышать на зарубежных сценах, чем в России. Принять участие в церемонии артистка не смогла, поэтому награду в Нижнем Новгороде получила Анна Нечаева (сопрано), пропустившая прошлогоднюю церемонию. Из рук своего многолетнего партнера по сцене Владислава Сулимского, также обладателя этой премии, она получила заветную бронзовую статуэтку богини оперы, а затем исполнила арию Тоски. Кроме того, вместе они спели фрагмент из оперы Верди «Бал-маскарад».

Солист Мариинского театра Михаил Петренко (бас) стал обладателем звания «Певец года» за «ряд выразительных ролей в отечественных и зарубежных постановках», среди которых партия Ганса Сакса в «Нюрнбергских мейстерзингерах» Вагнера и главная роль в «Замке герцога Синяя Борода» Бартока. Зажигательные куплеты Мефистофеля от «певца, который может все», по мнению создателя премии Михаила Мугинштейна, подтвердили выбор его победителем категории.

В номинации «Взлет» награду вручили Марии Бараковой (меццо-сопрано) за роль Адальжизы в опере «Норма» Беллини, которую она исполнила в театре Массимо итальянского города Палермо. Выпускница Молодежной оперной программы и приглашенная солистка Большого театра сегодня востребована на ведущих оперных сценах мира. Для зрителей она спела каватину Изабеллы из оперы Россини «Итальянка в Алжире» и драматичную арию Любаши из оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова.

Гала-концерт, несколько сдержанный на эмоции, но тепло встреченный публикой, согрел сердца нижегородцев в этом насыщенном на культурные события октябре. (6+)

Ольга Плаксунова. Фото Ирины Полярной, предоставлено организаторами.

Следите за нашими новостями в удобном формате