Сергей Давыдченко. От Шуберта до Шуберта

Сергей Давыдченко. От Шуберта до Шуберта

Признаем: нижегородская публика избалована концертами академических «звезд» первой величины, приезжают всемирно знаменитые мастера и представляют ярчайшие, сложнейшие, порой откровенно сенсационные программы. И среди всех этих великолепных солистов особняком стоит Сергей Давыдченко – победитель прошлогоднего конкурса имени Чайковского. Его сольным концертом открылся филармонический абонемент «Рояль. Шедевры трех веков».

При очевидно блистательной, тончайшей, «кружевной» технике Сергей, казалось, нисколько не стремился ни «удивить», ни «покорить» публику. Он просто завел с роялем, словно со старым верным другом, доверительный разговор тет-а-тет. И последняя соната Шуберта (удивительно светлое сочинение, написанное за полтора месяца до кончины), традиционно слегка укоряемая за «божественные длинноты» прозвучала увлекательной сказкой, где виделись освещенный солнцем лес и танцующие эльфы, где шумели мельницы и пели девушки на закате. 

Удивила «Маленькая сюита» Александра Бородина – композитора, воспринимаемого как сугубо русского: в исполнении Сергея Давыдченко явственно ощущался импрессионистический колорит. Как изящно пианист «собирал» аккорды, нанизывая созвучия друг на друга с помощью точно дозированной педали! Впрочем в Бородине-импрессионисте не так много неожиданного. Уже за десять лет до создания «Маленькой сюиты» в Париже прошла первая выставка художников-импрессионистов, то есть идея impression и постоянно ускользающего мира ощутимо витала в воздухе, а совсем скоро появятся и опусы Сати, считающегося основоположником импрессионизма в музыке. Да и постоянные выезды композитора в европейские столицы, и посвящение «Маленькой сюиты» французской пианистке… 

Дальше публику ждал хит – три фрагмента из «Жар-птицы» Стравинского в транскрипции Гвидо Агости. Тут пианист сотворил с филармоническим Steinway что-то фантастическое. Изломанно кривлялись и свободно парили плясуны хтонической эпохи, от томной Жар-птицы исходило зримое золотое марево, а вольный дух стремительно несся над земной твердью.

Неистовыми аплодисментами, овациями пианиста дважды вызывали на бис, и он исполнил Шуберта. Сначала – три листовские транскрипции песен из сборника «Лебединая песня». Видимо, за какой-то 

час концерта Давыдченко так настроил собравшихся на задушевную простоту подлинной музыки, что виртуозные украшения, которыми великий Лист снабдил безыскусные шубертовские песни, показались несколько неуместными и неестественными. Ну а финальным бисом стал фа-минорный «Музыкальный момент» – очень простенькая пьеска, которую играют в начальных классах музыкальной школы. Но как она была подана! То звучала сама Музыка…

Концерт прошел в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».

Мария Владимирова. Фото Надежды Базановой, предоставлено пресс-службой филармонии.

Следите за нашими новостями в удобном формате