В Нижнем Новгороде завершились работы по восстановлению мозаичного панно «Быстрее, выше, сильнее» Валентина Любимова

В Нижнем Новгороде завершились работы по восстановлению мозаичного панно «Быстрее, выше, сильнее» Валентина Любимова

В Нижнем Новгороде на ул. Березовской, 118 завершились работы по сохранению и восстановлению мозаичного панно «Быстрее, выше, сильнее» авторства заслуженного художника РФ Валентина Любимова, созданного к Олимпиаде-80. Восстановление объекта стало частью разработки на региональном уровне комплексного пилотного механизма по сохранению объектов монументально-декоративного искусства советского периода на территории Нижегородской области. Об этом сообщает министерство культуры региона.

Мозаика «Быстрее, выше, сильнее» в Московском районе — одна из самых больших в Нижнем Новгороде. Она была создана художниками-монументалистами Горьковского творческого производственного комбината под руководством Валентина Любимова к олимпиаде в Москве в 1980 году. Расположение ее именно на фасаде дома на Березовской, 118 обусловлено было в том числе и тем, что фасад выходит на стадион «Старт». Работы по сохранению и восстановлению панно велись в течение года.

«Год назад мы взялись за эту непростую задачу, начав путь, который до нас не проходил никто. Мы искали экспертов, реставраторов, архитекторов, художников, всех тех, кто был так же, как мы, заинтересован в сохранении монументально-декоративного искусства, кто был готов идти с нами, помогать нам, поддерживать нас. И видя, какими глазами смотрят на возвращенное панно жители дома, с какой любовью говорит о нем команда, занимавшаяся воссозданием, понимаешь, что сейчас все получилось. И должно получаться и дальше», — отметила министр культуры Нижегородской области Наталья Суханова.

Процесс восстановления панно был разделен на три этапа: исследование состояния объекта, работы в реставрационных мастерских и возвращение панно на первоначальное место.

Исследование состояния мозаики реставраторами (и в первую очередь, состояния клеевой основы, на которой держится смальта) показало, что восстановление панно без его снятия невозможно. Это было обусловлено тем, что в работе Валентин Любимов использовал экспериментальный клей, который со временем утратил свои свойства, а элементы панно начали осыпаться. Поэтому кварты, из которых состоит мозаика, были полностью демонтированы и отправлены в реставрационные мастерские в Ульяновской области, где утраченные элементы воссоздавались заново, а авторские укреплялись. После этого уже осенью 2024 года панно было возвращено на свое изначальное место на жилой дом по ул. Березовской, 118. Весь комплекс работ был проведен силами профессиональных и опытных реставраторов компании ArtWorker.

«Мы получили документы и эскизы Валентина Любимова, благодаря которым полностью понимали задумку художника. Но для полноценной реставрации было необходимо не просто сварить смальту, а воссоздать советскую технологию ее производства, чтобы и текстурой, и оттенками она соответствовала авторской. Были подняты технологии того времени, мы изучили различные источники. И теперь здесь на панно есть смальта авторская, а есть новая, но полностью идентичная исторической», — отметил художник-реставратор Никита Поляков.

Напомним, что в сентябре 2023 года при министерстве культуры Нижегородской области был создан экспертный совет по художественной экспертизе произведений монументально-декоративного искусства советского периода, находящихся на территории региона. В его состав вошли представители музейного сообщества, Союза художников и Союза архитекторов, Академии художеств России и профильных министерств и ведомств и другие эксперты, в том числе практики. Задача совета — изучить произведения нашего региона, чтобы понять их состояние, ценность и определить возможные варианты их дальнейшего сохранения.

«Работа ведется не только в Нижнем Новгороде, но и в районах, где находятся прекрасные образцы монументально-декоративного искусства. Один из объектов, с которым сейчас работают специалисты, — мозаика „Народное искусство“ на фасаде ДК „Юбилейный“ в Володарске. Часть элементов была демонтирована и перевезена в реставрационные мастерские, а часть — законсервирована на месте. Возвращение мозаики на место запланировано на теплый сезон 2025 года комплексно, вместе с ремонтом фасада», — отметила Наталья Суханова.

Напомним, осенью 2024 года была также завершена первая очень работ на мозаичном панно «Водный мир» в Дзержинске. Кроме того, сохранение и восстановление советского монументально-декоративного искусства Дзержинска станет одной из важных частей пятилетнего юбилейного плана подготовки к 100-летию города химиков.

Следите за нашими новостями в удобном формате