Ретроспективная выставка «Жизнь в фотографиях» открылась в Русском музее фотографии. Она приурочена к 100-летию со дня рождения Владимира Георгиевича Войтенко (1924-2005) – заслуженного деятеля культуры Чувашской АССР, фоторепортера ТАСС и первого директора нижегородского музея.
В трех выставочных залах РМФ представлены 125 черно-белых фотографий, снятых с 1950 по 1989 годы. Их можно разделить по темам: «Жизнь большой страны», «Легенды советской эпохи», «Повседневная жизнь» и «В кругу семьи».
Время масштабных строек, в 1960-1970-е, когда работа была подчинена глобальной задаче, будь то строительство ГРЭС, спуск на воду судна или прокладка газопровода, в репортажах Войтенко неотделима от скромного быта и трогательных эмоций простых людей. Другая часть экспозиции – моменты жизни известных личностей и кадры со съемок фильмов, как сказали бы сейчас – «гламурная фотография», перекликаются с ними. Актеры, космонавты, спортсмены, певцы – это почетные гости на производственных концертах и торжественных мероприятиях, как было принято когда-то, но не экзотический недосягаемый субъект, а такие же труженики, как и неизвестные рабочие рядом с ними, только добившиеся известности своими талантами.
Карьера Войтенко началась с репортажных фотографий. Как вспоминал о нем на вернисаже известный нижегородский фотограф Николай Мошков, почти 30 лет проработавший собственным корреспондентом ИТАР ТАСС, Владимир Георгиевич – фронтовик, типичный представитель поколения послевоенных фоторепортеров. Они не имели специального образования и бесконечно любили свою работу, а навыки приобретали на практике. Например, обращение к творчеству мастеров прошлого ощущается в ракурсе некоторых снимков, отсылающих к конструктивистским работам А. Родченко.
Николай Владимирович рассказал о первых встречах с Войтенко, разобрал методы работы и детально выставленные фотографии. Ведь по таким фотосессиям мы формируем свое представление о прошлом (коллективную память):
– Фотография обладает удивительным свойством: чем старше она становится, тем больше возрастает ее ценность. Владимир Георгиевич работал в условиях строгой цензуры, традиций ТАСС, поэтому его кадры чаще всего постановочные. Многое, что снимали тогда, не проходило редакторский отбор, и попадало «в стол». Из архивов стали возникать фотографии уже в наше время, к юбилеям авторов, спустя долгие годы.
На сборных выставках начинающих фотографов легендарного горьковского фотоклуба, проводимых в разных городских пространствах, мастера профессии обсуждали работы молодых специалистов. Идея создать в нашем городе музей фотографии, где они могли бы встречаться, витала давно, но не было человека, который бы ходил по инстанциям и пробивал инициативу, пока за дело не взялся Войтенко.
Кстати, его самого здесь с трудом найдешь. С неизменной сигаретой в зубах и фотоаппаратом на шее, увлеченно смотрящий куда-то, – естественное состояние автора, поэтому так «неузнаваем» он солидным, в костюме. Однако Войтенко не только фиксировал лучшие моменты жизни, но и создавал их, как и условия для показа снимков коллег. С благодарностью мэтру – от потомков открыта эта выставка в его музее-детище. Успейте посетить ее до 1 декабря. (12+)
Ольга Плаксунова. Фото Виктора Бугаева, предоставлено организаторами.