Четверть века в Большом

Четверть века в Большом

В этом году со дня рождения выдающейся русской певицы Веры Александровны ДАВЫДОВОЙ исполняется 100 лет Еe голос называли божественным, бархатным, уникальным. Его обладательница многие годы украшала сцену Большого театра, и еe имя стояло на афишах среди звездной россыпи имен, таких как Барсова и Обухова, Лемешев и Козловский, Рейзен и Максакова. Одновременно с их голосами звучало драматическое меццо-сопрано Веры Давыдовой.
Она родилась в Нижнем Новгороде 17 сентября 1906 года. Ее дед происходил из дворянского рода, несколько раз избирался в городскую думу.
Отец, Александр Александрович Давыдов, служил старшим землемером губернского лесоводства. Мать, Софья Ивановна Никитина, происходила из старинного рода Пожарских.
В семье Давыдовых было пятеро детей, Вера была младшей. Отец часто пропадал на Нижегородской ярмарке, изменял жене. В отчаянии Софья Ивановна забрала Верочку и уехала на Дальний Восток к сестре.
Здесь в Николаевске под влиянием своего отчима Вера стала заниматься музыкой. "Самые блаженные минуты были, когда я оставалась дома одна и можно было петь. А на Амуре я поднималась на вершину сопки и пела громко, самозабвенно," - вспоминала она.
По совету друзей в 1924 году Давыдова поехала в Ленинград поступать в консерваторию. На первом же прослушивании профессор был поражен красотой и силой голоса абитуриентки: "В вашем голосе и Волга-матушка и Амур-батюшка..." Осенью 1924 года Вера Давыдова стала студенткой вокального отделения Ленинградской консерватории. Здесь же познакомилась с талантливым студентом из Грузии Дмитрием Мчелидзе, за которого вскоре вышла замуж. Вместе они в 1932 году были приглашены в Большой театр.
Дебютировала Давыдова на его сцене в опере Верди "Аида"в партии Амнерис, сразу же поразив партнеров и зрителей красотой внешнего рисунка, единством музыкального и драматического образа. Одна за другой последовали новые партии - Кармен, Любаша в "Царской невесте", Марфа в "Хованщине", Марина Мнишек в "Борисе Годунове", Любава в "Садко", Далила в "Самсоне и Далиле"...
Вера Давыдова была одной из лучших Кармен на отечественной сцене. Многие считали еe образ совершенным, ибо артистка сумела гармонично сочетать вокальную линию с необузданным темпераментом.
"Кармен-Давыдова - это неукротимая стихия. А голос! Что за прелесть этот голос! Его без конца можно слушать и наслаждаться!"- писал музыкальный критик.
Четверть века украшала Вера Давыдова сцену Большого театра. Певица-труженица, она имела громадный камерный репертуар, с которым выступала по всей стране и за рубежом.
Дважды избиралась она депутатом Верховного Совета РСФСР. Красивая женщина всегда была на виду и против своей воли становилась объектом пристального внимания сильных мира сего.
Высокая, статная Вера Давыдова нравилась Сталину. Сама Вера Александровна так написала в своих воспоминаниях: "Все знали, что Сталин ни одного моего спектакля не пропускал.
Однажды выхожу, около служебного входа стоит машина. Приглашают садиться...
Молча сажусь... Приезжаем на дачу. По лестнице поднимаюсь наверх и вижу... стоит сам Сталин. Я так разволновалась: "Что такое?... Почему меня вдруг к Сталину привезли?" А он говорит: "Вера Александровна! А Вас не удивляет, что каждый раз, когда Вы поете Кармен, Аиду или Амнерис, я всегда прихожу в театр и сижу на одном и том же стуле?.." - "А почему я должна удивляться?.." А он: "Так вот, я должен Вам сказать, что сижу и, как мальчишка, ревную. Вас обнимает один Хозе, другой Хозе... Мне прямо на сцену выскочить хочется и дать им хорошенько!.." Я говорю: "Иосиф Виссарионович, это же театр. Когда мы обнимаемся, это всего лишь техника сценического действия..." А он: "Это хорошо, а то я не на шутку разволновался..." Когда меня привезли домой, мой Дмитрий ходил по комнате туда- сюда... Я ему всe рассказала как на духу. Он схватил меня за руку: "Веруша, давай попрощаемся, теперь тебя арестуют..." И мы всe время жили в постоянном страхе ареста".
Вера Давыдова неожиданно для всех оставила сцену - весной 1956 года она в последний раз спела свою любимую партию Амнерис в "Аиде". Вместе с мужем они уехали в Тбилиси, чтобы посвятить себя педагогической деятельности.
Умерла Вера Давыдова в феврале 1993 года.
Вячеслав ЖУЧКОВ.

Следите за нашими новостями в удобном формате