Всегда искал образ человека. И находить его Николаю Мошкову удается

Всегда искал образ человека. И находить его Николаю Мошкову удается

В трудовой книжке фоторепортера Николая Мошкова только две профессиональные журналистские записи – «Ленинская смена» и ТАСС. Он снимал детские дома и монастыри, парт­собрания и рок-фестивали, ветра и снегопады, живописные обрубки дерева и филигранную резьбу на домах, передовиков производства и обычных людей. Из каждой командировки привозил фотографии, часть которых шла «в свет», а другие были использованы в книгах, на выставках, в соцсети.  

Началась фотографическая болезнь.

Конечно, фотографией Николай занялся много раньше. Снимать и печатать карточки его научил отец. В те годы любительская фотография,  а снимали же на пленку, была распространенным хобби. Все его этапы прошел и Николай, снимая на отцовский «Зоркий».                         

Поступил в политех, учился на корфаке и два года работал на «Красном Сормове». А когда купил в киоске чешский журнал Revue Fotografie, то понял, что вот оно, его настоящее дело. Николай Владимирович любит вспоминать эту историю:

– Это был известный хорошо иллюстрированный  фотожурнал на русском языке, с качественной печатью и хорошими статьями по фотоискусству. Пока я его листал, меня буквально осенило, что это вот для меня, это я могу, знаю, представляю. С тех пор и пошла у меня эта фотографическая болезнь. 

А когда на зарплату купил себе «Зенит-3М» с хорошим объективом «Гелиос-44», то тут начался, как он сам шутит, натуральный «фотографический запой». Снимал все подряд, проявлял, печатал, снимал, проявлял, печатал... 

Диплом, работа инженером в КБ, переход на освобожденную комсомольскую работу. Вот и классическая развилка: куда двигаться дальше? Как фотограф-любитель он понимал, что путей два. Либо поступать во ВГИК на операторский факультет, либо идти работать фотокорреспондентом в одну из трех тогдашних городских газет. Обстоятельства сложились в пользу областной «молодежки» «Ленинская смена». 

Это была школа профессионального развития для молодого фотографа. Двое штатных фотокоров, Анатолий Новиков и Николай Мошков, через день ездили в районы области. Работы хватало и без командировок, бывало до четырех съемок в день. К фотографиям Мошкова претензий не было – все четко, все на своем месте.  

– У меня врожденное чувство композиции, – объясняет он. – Я не думаю головой, как построить кадр, все строится «на автомате». Но стараюсь поймать настроение человека, как ложится свет в пейзаже, взаимоотношения в группе людей и т. п. 

Работа в «Ленинской смене» запомнилась нестандартным подходом к фотографии, когда в процессе фотопечати нужны были и руки для впечатывания в кадр дополнительных деталей, своего рода пленочный фотошоп. Доходило до курьезов. Снимал однажды Николай спуск сухогруза на стапелях «Красного Сормова». В паре с ним работал фотограф из «Комсомолки» Владимир Степанов. Проявились, а интересного ничего на пленке нет. «И ты будешь посылать всякую ерунду?» – поинтересовался Мошков у коллеги. 

– А он – «сейчас все сделаем». И начал колдовать. Впечатал одно, другое, пятое. А руки мокрые – капнул он на какой-то выключатель, и все закоротило, вспыхнуло, и свет погас.  

Тогда для фотографии в газете был простор. 

– Я помню, в одном номере на 9 Мая у меня вышло 25 снимков. Мы сами компоновали их на листе бумаги, обрезали, клеили. Делали сквозные фоторепортажи, коллажи, добывали и приносили фотоновости. Все время искали, как сделать необычно, чтобы не повторяться, чтобы был виден твой почерк. Бывало, что с первого дня удачную фотографию не сделаешь, а чувствуешь, что там был стоящий кадр. Ночью не спишь, перебираешь варианты в голове, ага, вот здесь можно было бы сделать гораздо лучше. И на следующее утро переснимаешь тему. 

Николай Мошков – один из создателей легендарного фотоклуба «Волга», появившегося в 1973 году. Фотоклубы того времени гремели по всей стране, в разных городах выставляли свои фотографии, экспериментировали, совершенствовали мастерство и опыт. 

Один из тридцати.

В конце восьмидесятых годов Мошкову поступило предложение поработать на ТАСС. Собкором агентства тогда работал известный фотограф Владимир Войтенко, впоследствии один из основателей и директор Русского музея фотографии. 

– Войтенко позвал меня и говорит: «Николай, я посмотрел, как ты работаешь. Возьми несколько тем для ТАСС и посылай в редакцию». Я сделал портфолио из вырезок в «Ленинской смене» и добавил несколько фоторепортажей. Один из первых – сварщик «Красного Сормова» Николай Шарин, бригадир комсомольской молодежной бригады, член ЦК ВЛКСМ. Такие репортажи были тогда в ходу. 

Работа в ТАСС – высочайший уровень и безграничные возможности для фотокорреспондента, участие в создании многомиллионного фотоархива страны и фотоновостей. Гигантская индустрия с цехами проявки и печати снабжала иллюстрациями все многотиражные газеты Советского Союза. Любая газета, городская, областная ли, была подписана на ТАССовскую хронику. По существующей тогда технологии фотографии переводились на пластиковые клише, клише – в конверт, конверты рассылались по всему Союзу. «Тассовки» обеспечивали более 25 московских фоторепортеров, вхожих в правительство и ЦК и работавших на всех официальных мероприятиях, и около 30 собственных фотокорреспондентов, работавших от Дальнего Востока до Молдавии. Одним из них и стал Николай Мошков. Вверенный регион – Чувашия, Мордовия, Кировская и Нижегородская области. Фототехника – самая лучшая, своя фотомастерская, автомобиль.  

Куда только ни заводят непредсказуемые журналистские дороги. Сегодня ты снимаешь законсервированный цех, на стенах которого остались следы отравляющих веществ, надеваешь защитный костюм и противогаз. Завтра тебя отправляют запечатлеть новую трубу для котельной, а она высотой метров 150. Наверх поднимают в люльке внутри трубы. Наверху – холод, ветер, слезы застилают глаза – снимаешь. А там люди работают.

– Люди разные встречались: и броской, и неприметной внешности. Но я всегда искал образ человека. Не просто карточка на паспорт, – но с природой, с домом, с бытом, то есть рабочий портрет, – объясняет свой подход автор. – Мне была ближе фотография реалистичная, если я и заставал человека в каком-то неожиданном состоянии, она не должна была его обижать.

«Былое и время».

Сейчас участие человека в фотосъемке сведено к минимуму. Смартфон за тебя наведет на резкость, выберет выдержку, включит вспышку. Только выбирай подходящий момент. Фотографы 70-90-х работали иначе. Нужный кадр приходилось «ловить». Для страховки делали несколько кадров. Фотографию могли «запороть» закрытые глаза модели – открывали их с помощью 

кисточки ретушера. Фотографировали помногу, а когда чувствовали мощный сюжет, то уж снимали до последнего кадра. 

– Помню, снимал в Первомайском районе народный женский традиционный языческий обряд «Похороны Костромы». Эта съемка поразила меня своей непредсказуемостью. Куклу Костромы наряжали на трех улицах. Бабушками-участницами никто не командовал, сплошная импровизация, не знаешь, что будет в следующий момент. Действие рождается то в одном месте, то в другом. Затихает и снова всплеск, начинают вопить и смеяться, сплошное волхвование. Я поразился! Бегал с улицы на улицу, отснял, наверное, 10-15 пленок, все, что у меня было, – рассказывает Николай Владимирович.   

Чем напряженней политическая обстановка в стране, тем больше дел для журналиста. Это экстремальная работа, потому что начинается, можно сказать, движуха масс, убедился наш герой.  

– Все девяностые годы я прошел как бы один на один. Москва далеко – снимал все, что считал нужным. Помню, хоронили бойцов СОБРа, погибших в Чечне. Их привезли на площадь Горького. Вся площадь была запружена народом. Как это снимать? Я забрался на дом, в котором тогда работал магазин «Горьковские товары», и с крыши этого дома сделал снимок. Он один стал самым главным снимком этого фоторепортажа.  

Сейчас этот снимок можно найти в фотоальбоме Николая Мошкова «Былое и время». 

Страница Николая Мошкова в соцсетях – это и фотовыставка, и день открытых дверей в фотоархиве, и книга отзывов. Мастер, которому доступны все фотожанры, не забывает свое дело. То последовательно выложит несколько старых черно-белых фото с рубрикой «50 лет назад», то свежий, изумительный по красоте кадр деревни Саревка, в которой живет. А то выдаст неожиданный «акварельный» эффект смартфон при малой освещенности – и уже шедевр, и все дивятся и обсуждают. Что ни снимок, то учебник для начинающего фотографа! 

Браво, Мастер!

Кстати.

«Как будто вчера снято – и по свежести, и по настроению». «Как это получается? Я замерла от какого-то детского восторга». «Все-таки главное – видеть. Инструмент в руках вторичен». Так пишут ему знакомые и незнакомые. 

Светлана Кукина. Фото из личного архива Николая Мошкова.

На фото: 1. Николай Мошков. 2. Борис Немцов берет интервью у академика Андрея Сахарова. Москва 1988 год. 3. Похороны Костромы. 1985 год.



Следите за нашими новостями в удобном формате