Как быть в ситуациях, когда подросток заявляет, что жизнь ему не мила. На эту важную проблему обратила внимание родителей руководитель психологической службы ПИМУ Мария Халак.
– За каждой попыткой самоубийства стоит личная трагедия и безнадежность, когда страх перед жизнью становится сильнее страха смерти. Однако зачастую дети хотят всего лишь привлечь внимание к своим повседневным проблемам, которые не имеют фатального характера. Чем больше ребенок осознает ценность и смысл своей жизни, тем меньше вероятность, что он задумается о том, чтобы свести с ней счеты. Если он ведет себя деструктивно, то стоит его энергию «перевести в мирное русло» – загрузить важной общественной работой, чтобы поднять самооценку, постоянно подчеркивать его нужность. Такие профилактические меры очень важны. Поведение закладывается в семье. Я работала с целым классом, где девочки занимались самоповреждением. Они подражали неформальному лидеру, которая привыкла таким образом решать любые проблемы. И другие дети тоже начали шантажировать родителей, – поделилась реальной историей Мария Евгеньевна.
Социально-педагогическое тестирование, которое проходят подростки, позволяет выявить детей, склонных к суицидальному поведению. Бывает, что ребенок демонстрирует признаки такого поведения, а родители и педагоги не придают этому значения, иногда подросток даже напрямую говорит о том, как ему сложно в этой жизни, но родители опять же пропускают это. Или боятся вести ребенка к психиатру, хотя именно специалист может помочь в данной ситуации и предотвратить трагедию. Родителям стоит знать о том, что депрессии случаются и в подростковом возрасте. Когда это не просто плохое настроение, а болезнь, то ее нужно лечить.
Если ребенок озвучивает суицидальные мысли, не показывайте, что вы шокированы. Важно не спорить или отговаривать – вы проиграете спор, потеряете доверие, так как, возможно, ребенок находится в пиковой точке, так как он уже все для себя решил. Не преуменьшайте, не обесценивайте его боль.
Часто трагедия случается из-за того, что дети не справляются с эмоциями. Забрали телефон во время общения с другом/подругой, сверстниками, не отпустили на вечеринку. Обязательно разговаривайте с детьми, сядьте рядом, говорите о своих чувствах, о своей готовности поддержать: «Я вижу, что у тебя стали хуже оценки, могу ли я чем-то помочь?» Говорите о том, как он вам дорог, как вы за него переживаете, как вы его любите, чаще всего подростку не хватает именно этого. Слова: «Нет причин лишать себя жизни из-за подобной глупости» в глазах ребенка лишь будут только подтверждением того, что его не понимают. Не проводите сравнений, не говорите о том, что есть люди, которым намного хуже, а у тебя все хорошо. Не предлагайте простых ответов. Главное, вызвать ребенка на разговор, выслушать его, сопереживать ему. Ведь, как правило, человек, который решил свести счеты с жизнью, чувствует себя брошенным и никому не нужным, – советует Мария Халак.
В тему.
К отчаянному шагу ребенка может подтолкнуть буллинг. Что делать, если ребенок подвергается травле?
По словам педагога-психолога Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Любови Сорокиной, за ситуацию в классе отвечает учитель. Должны быть проведены специальные мероприятия, чтобы защитить ученика, который подвергается нападкам. На ресурсе травля.нет есть четкий алгоритм, поясняющий, как действовать родителю в этой ситуации, как вести себя ребенку, подвергающемуся травле, и какова роль учителя в этой ситуации. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи также может оказать поддержку в ситуации с травлей. Важно отметить, что буллинг – это проблема всего детского коллектива, а не только жертвы и агрессора, который таким образом может самоутверждаться. Дети, являющиеся сторонними наблюдателями, так или иначе вовлечены в эту ситуацию, и она также оказывает на них влияние.
– Буллинг – проблема, которую нельзя замалчивать, это может сказаться, в том числе, на учебных результатах всего класса, – отметила Любовь Сорокина.
Александра Махлина.