В Нижегородской области стартовала образовательная программа «Волонтеры инклюзии». В течение трёх месяцев около 100 человек, в том числе с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а также родители «особенных» детей и педагоги образовательных организаций региона пройдут обучение по социальной интеграции и получению практического опыта в сфере волонтёрства.
Организаторами обучающего курса выступили АНО «Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области», АНО «Волонтерский центр Нижегородской области» при поддержке министерства образования и науки Нижегородской области.
«Инклюзивное волонтерство — это форма добровольческой деятельности, которая направлена на вовлечение людей с разными возможностями, включая граждан с инвалидностью, в общественную жизнь и волонтерские проекты. Цель курса — обучить инклюзивному волонтерству представителей образовательных организаций — от детского сада до вуза — и вовлечь людей с инвалидностью и их родственников в волонтерскую деятельность. А главное — достичь того, чтобы люди с инвалидностью тоже стали полноправными волонтерами независимо от их физических, ментальных или социальных особенностей», — отметил консультант по инклюзивному развитию региона АНО «Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области» Роман Пономаренко.
Всего планируется провести три очных обучающих занятия с ведущими добровольческими организациями региона на базе центра компетенций КУПНО.Старт и девять дистанционных курсов на платформе Добро.Университет.
На первом занятии участники узнали об основах добровольчества и региональной системе поддержки от «Волонтерского центра Нижегородской области», о патриотическом волонтерстве и мероприятиях к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне от Нижегородского регионального отделения всероссийской общественной организации «Волонтеры Победы», а также об основах инклюзивного волонтерства от Нижегородской региональной общественной организации инвалидов «Ковчег» и АНО «Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области».
«По итогам теоретического обучения участники применят свои навыки на благотворительных акциях и мероприятиях партнерских организаций, выполняя задания. Они оформят волонтерскую книжку и зарегистрируются на федеральном портале добро.рф с начислением волонтерских часов. Но самое важное — они уже начнут совершать реальные добрые дела и помогать людям», — подчеркнула генеральный директор АНО «Волонтерский центр Нижегородской области» Мария Самоделкина.
Самые активные участники смогут стать волонтерами международного инклюзивного форума «Территория ритма» и подросткового инклюзивного форума «Ритм молодых». По итогам реализации программы организаторы разработают методические рекомендации для образовательных учреждений по организации работы инклюзивных волонтеров. Также будет сформирован банк инклюзивных волонтеров для их дальнейшего участия в добровольческой деятельности в регионе.
Программа реализуется в рамках пилотного федерального проекта «Формирование системы образовательного маршрута детей и молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства». Проект координируется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и направлен на создание условий для успешной социализации, образования и трудоустройства людей с инвалидностью. В Нижегородской области в проекте участвуют уже 19 образовательных организаций (от детских садов до вузов) и 14 работодателей, представляющих средние профессиональные и высшие учебные заведения.
Напомним, в 2024 году Нижегородская область стала флагманом среди шестерки «пилотных» регионов России, где реализуется проект Минобрнауки РФ. Помимо Нижегородской, в этот перечень вошли Вологодская, Челябинская, Ростовская, Новосибирская и Сахалинская области. Цель проекта — сформировать «бесшовную» модель образования для людей с инвалидностью и ОВЗ, предоставить им больший спектр возможностей для самореализации и, в итоге, повысить качество их жизни.