– Пьяная бытовуха – это наш бич, – сетует старший следователь следственного отдела по городу Дзержинску СКР по Нижегородской области, майор юстиции Дмитрий Апанасенко. – И, как правило, фигуранты «убойных» уголовных дел – маргиналы...
«Маргинал, – читаю в «Википедии», – человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем и культур, испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм права и ценностей. В русском языке со времен СССР, маргиналами обычно называют сильно опустившихся людей, находящихся на грани люмпенизации с асоциальным поведением: бомжи, проститутки, наркоманы, алкоголики...».
А еще у слова маргинал имеется куча синонимов: изгой, отброс общества, социальный изолят, отщепенец, аутсайдер…
Х, Y, Z – сообразили на троих.
Итак, фигурантов изначально было трое: хозяин квартиры, назовем его условно Икс, его сожительница Игрек и их гость – Зет. По старой привычке, заведенной еще с той поры, когда красный день календаря отличался от рабочих будней, отмечали воскресенье. То есть в среду и пятницу они тоже не трезвели, но в воскресенье выпивали на законных основаниях. Тридцатилетний Икс, не так давно сменивший украинское гражданство на российское, время от времени работал то грузчиком, то сторожем, а его сорокалетняя спутница жизни, некогда лишенная родительских прав на троих детей и даже отмотавшая срок за неуплату алиментов на них, находилась у него на иждивении. Зато гостям здесь всегда были рады. Потому что по неписаному закону аутсайдеров, когда ты приходишь в дом с пустыми руками, тебя могут и на порог не пустить. А вот если в качестве пропуска ты достаешь бутылку, а лучше две, тебе предоставят и теплый кров, и нехитрую закуску.
Гражданин Зет, как было записано в материалах уголовного дела, 1982 года рождения, явился со своим бухлом вовремя – хозяйское уже подходило к концу. Поэтому пиршество возобновилось с новой силой. Позже, отвечая на вопрос следователя Апанасенко: «Чем вы занимались в течение дня?», Икс использовал только один глагол:
– Пили, пили…
О чем разговаривали, хозяин квартиры не помнил. Конечно, пили они не молча, но когда кругозор сужается до сорока градусов, а лексический запас сводится к нулю, вряд ли тосты перемежались дискуссией на тему психологических особенностей когнитивного диссонанса.
Хозяин квартиры спекся первым. Матюкнувшись напоследок, он, шатаясь, вышел из-за стола и отправился спать. Игрек и Зет – чужая сожительница и залетный визитер остались наедине.
…Когда бы не было так страшно.
Еще великий Чарли Чаплин повторял: «Жизнь – это трагедия, когда видишь ее крупным планом, и комедия, когда смотришь на нее издали». В русскоязычной версии эта мысль выглядит так: «Все было бы смешно, когда бы не было так… страшно».
Оставшись наедине, мужчина и женщина продолжили беседу. Но, похоже, не совпали темпераментами. Если женщина предпочитала какой-никакой «конфетно-букетный процесс», то мужчина ради обнимашек был готов даже на предварительный секс. Поэтому, не мудрствуя лукаво, расстегнул брюки и предложил партнерше принять определенную позу. В конце концов, свободу волеизъявления на кухне близкого друга никто пока что не отнимал… Дама заартачилась – не из соображений благочестия, а потому, что поза оказалась невыполнимой, да и в сон клонило нестерпимо. Дабы оживить кокетку, гость что было силы двинул ей кулаком аккурат в глаз. Она закричала так, как кричат трезвые женщины, когда их насилуют, поймав в подворотне. На крик проснулся сожитель и в ту же минуту возник в дверном проеме.
Спросонок оглядев кухню, где происходила сцена соблазнения, он увидел сначала гостя со спущенными до колен штанами, а затем и любимую женщину с подбитым глазом. Схватив соблазнителя и оторвав его от пола, благо весовая категория позволяла, он с силой швырнул его на газовый котел. Возможно, тому хватило бы и одного раза, но рассвирепевший Икс остервенело продолжал ударять головой соперника о железную дверцу котла до тех пор, пока жертва безжизненно не повисла у него на руках.
В какой-то момент ему показалось, что упавший на пол Зет еще жив. Пнув его напоследок пяткой в голову, удовлетворенный Отелло пригласил свою Дездемону к столу. Вдвоем они оттащили бездыханное тело в туалет и… продолжили пьянку. Теперь уже вдвоем.
– Труп пролежал у них в туалете почти сутки, – рассказывает Дмитрий Владимирович. – А потом, дождавшись ночи, хозяин оттащил его и бросил в яму – неподалеку от дома как раз выкопали колодец…
Из материалов уголовного дела:
«По версии следствия, 8 декабря 2024 года обвиняемый, находясь в доме на улице Заводской города Володарска Нижегородской области, жестоко избил своего знакомого, с которым до этого распивал спиртные напитки… От полученных телесных повреждений потерпевший скончался на месте происшествия… После совершенного преступления обвиняемый вынес тело погибшего из дома и сокрыл в яме...».
Низы не хотят, а верхи не могут?
Володарск – город маленький. Здесь все про всех знают. Знают соседи и этого выходца из Кривого Рога, который поселился в их доме и мешал жить вечными попойками, скандалами и драками. Именно соседи видели, как убийца тащит на себе под покровом ночи тело убиенного. Они и позвонили в полицию. А уж те явились по указанному адресу и застали кухню, забрызганную кровью, остатки пиршества и пьяных в хлам негостеприимных хозяев.
«На современном этапе развития российского общества появляется все большее количество маргинальных личностей, – пишут авторы статьи в «Психологической газете». – Они способствуют усложнению социальной ситуации в государстве и без соответствующей помощи могут пополнять криминальные структуры. Причинами, обусловливающими подобный рост, являются: обеднение населения, угроза потери социального положения, повышение невротизации населения, развитие дезадаптации в различных сферах жизни...».
Вывод, который последовал за этим «открытием» прямо-таки вынудил меня оставить свой возмущенный комментарий: «Маргинальная личность, как правило, не способна самостоятельно решать свои проблемы, нуждается в поддержке государственных структур и, как показывает практика, часть из них не хочет что-либо менять в своем поведении и жизни в целом...».
Спрашивается, в какой такой поддержке и помощи нуждалась вышеназванная троица – Х, Y, Z? Увеличить пособие по безработице? Да у нас даже дворников не хватает, не говоря уже о таксистах и работниках общепита. Иди, работай, строй трезвые отношения, заводи семью… Но нет, они не хотят «что-либо менять в своем поведении и жизни в целом»! То есть их, тридцатилетних-сорокалетних аутсайдеров, надо еще воспитывать. Может, подобно тому, как в центре Амстердама местным наркоманам по утрам бесплатно раздают вожделенные дозы, раздавать нашим алкоголикам седативные средства, чтобы понизить невротизацию? Так у них все свое… Может, государству специальные садики для них открыть, где бы приучали к «адаптации»?
Майор Апанасенко мигом спустил меня с небес на землю:
– Уже есть такие «садики», – Дмитрий Владимирович знает ответы на эти вопросы. – Называются «исправительные колонии общего и строгого режима»…
На сколько лет отправится туда володарский ревнивец, теперь будет решать суд. То, что он ревнив, главный фигурант уголовного дела на убийстве продемонстрировал не в первый раз. Еще раньше, к примеру, он поджег дом своей возлюбленной (на тот момент) и уже побывал в «садике». Его теперешняя верная спутница фигурирует в деле как свидетель. И, похоже, ей сейчас придется адаптироваться в социуме самостоятельно. Как и у ее коллег по цеху, у этой женщины есть выбор – лечиться, трудиться, растить детей... Но, как и другие аутсайдеры, она по-прежнему предпочитает «свободу».
Татьяна Чинякова. Фото vk.com/su_skr_po_no