Легенда о подвиге. Рассказывая о войне, они ожили на сцене нижегородских театров

Легенда о подвиге. Рассказывая о войне, они ожили на сцене  нижегородских театров

На излете нижегородского театрального сезона два театра, независимо друг от друга, одновременно поставили к 80-летию Победы спектакли, основанные на невероятной истории о спасении детей из Смоленской области.

На языке метафор.

Спектакль «Снег в июле» Нижегородского академического театра кукол предлагает взглянуть на события лета 1942 года глазами ребенка. В формате монолога, начавшегося с рассказа о безмятежной жизни, как в страшном сне, с приходом войны предстают в новом обличье голод, война, враг и страх. Сказка о волке, что живет в каждом из нас, рассказанная матерью на ночь, вырастает в образы. В таком ракурсе особенно интересны символы, которыми мыслит шестилетний человек и которые способен показать многогранный театр кукол.

Над спектаклем работала творческая группа из Санкт-Петербурга: обладатель премии «Золотая маска», режиссер-постановщик и художник Алексей Шульгач, второй режиссер-постановщик – Диана Разживайкина-Шульгач, художник по свету и композитор Михаил Шарабакин. Их постановка радует продуманной идеей и грамотным целостным воплощением: смотреть будет интересно зрителям всех возрастов.

Для спектакля была специально написана пьеса, но это не документальная хроника, она лишь опирается на факты, поэтому не стоит в ней искать буквального прочтения. У нашего героя Сашки был прототип – Александр Иванов, однако здесь он – собирательный народный образ.

Из страшных детских снов.

Молодой человек, главный действующий персонаж, через десятилетия возвращается в родную деревню, от которой остался лишь сгоревший остов дома. Перед ним развернулась зеленая лужайка, где он, словно ребенок, мысленно возвращается в детство, играет с уменьшенной копией домов. Саша (Иван Захаров) вспоминает, кто жил в каждом из них и чем запомнился. От веселых частушек и рассказа о жизни трудной, но наполненной радостью, он проходит путь взросления, когда понимает, что в их райское место пришла беда.

Война (Павел Хорьков) для него имеет черты внешности Гитлера в кроваво-красном костюме – подобие карикатуры с плакатов, которые мальчик мог ранее видеть. Агрессивно и пугающе появляется она каждый раз, как из преисподней, в облаках багрового дыма.

Смерть (Евгений Храмов), что уносит с собой родных людей, стилизована под средневековый образ чумы. Это хищная черная птица, антипод мирных белых голубей, собирательница душ в клетку-рюкзак за спиной.

Голод (Антон Мигунов) кажется ему отвратительной жирной свиньей, пожирающей всю еду. Хохоча, с хрюканьем, мерзкая тварь вот-вот доберется и до людей.

Саша борется со своими страхами, взаимодействует с ними, но выбраться из этой западни символов ему смогла помочь спасительница Матрена (Ангелина Фатеева/Раиса Углова). С полным чемоданом куколок (детей) в руках, она выведет их к свободе. Светлый образ матери и доб­рой волшебницы для мальчика соединился в ней.

Не сбиваясь с хроники событий, вплетая в рассказ цитаты из разных источников, Саша говорит, как о чуде, что оказался в эшелоне, отправленном в тыл. Оказавшись в итоге в городе Бор, мальчик смог пережить тяжелое время и победить своего черного волка. (12+)

Мария Федотова. 

Нижегородский театр «Вера» подготовил спектакль о событии, связанном с историей нашего региона. Всего один подвиг, маленький эпизод в большой войне, как в капле воды, показывает нам, что пережили в 1940-е и какими были они, обычные герои страшного времени.

«Операция «Дети».

Театрализованное представление, поставленное режиссером Владимиром Червяковым в театре «Вера» по документальной книге Натальи Дроздовой и Леонида Новикова, основано на реальных событиях лета 1942 года. Тогда с оккупированной территории Смоленской области по лесам и болотам были выведены 3225 детей. Под обстрелами, испуганные и голодные, ведомые тремя молодыми женщинами – Матреной Вольской, Варварой Поляковой и Екатериной Громовой, разведчицами партизанского отряда, они прошли около 200 километров.

Колонны смогли выйти к станции Торопец и далее были отправлены по железной дороге в тыл. Детей, больных и обессилевших, мало было вывезти в безопасное место – такое количество переселенцев согласились экстренно принять только горьковчане и жители других городов нашей области. Многие из ребят потом вернулись домой, но некоторые остались жить в регионе, как и Матрена Вольская, работавшая учителем до конца жизни в Городецком районе. 

По сохранившимся документам, книге, интервью свидетелей и фильму Горьковского телевидения, посвященных операции, авторам удалось воссоздать хронологию событий.

Две Матрены.

Это документальная драма – по жанру, где есть центральный персонаж – Матрена Вольская, но равноценными героями стали все причастные: взрослые и дети. В ролях спасенных – юные участники студии «Лестница Ч», что работает при театре «Вера».

Зритель погружается в воспоминания вместе с повзрослевшей Матреной (Наталья Петенева), где она присутствует в качестве рассказчика и проводника в прошлое. Ее глазами мы видим сцены в смоленских поселениях и партизанском отряде, где (в мирной жизни) учительнице было всего 22 года. Однако ей доверили возглавить важную миссию, зная, каким та обладает сильным характером и отвагой, проявившихся в боях.

Пока дети отдыхали, молодая Мотя (Варвара Балезина) проходила по 20-25 километров вперед, чтобы разведать путь для колонны, а затем возвращалась обратно, чтобы вместе дойти до следующего пункта. Количество подопечных росло, хотя были и немногочисленные те, кто самовольно возвращался домой.

Впрочем, точные сведения о количестве детей, вывезенных в эшелоне из Смоленской области, разнятся, поэтому участники операции так и не были представлены к государственным наградам. Они не считали себя героями, совершившими подвиг, и о тех событиях долгое время не рассказывали.

О состоянии здоровья Моти говорится фрагментарно только в финале, о мучивших ее отеках ног, но из истории известно, что в этот период она была беременна. Но не было жалоб и скидки на обстоятельства, ведь то была не «женщина в положении», а солдат, ответственный за судьбы нескольких тысяч человек.

В постановку удачно включены стихи фронтовиков, и трогают сердце они не меньше, чем сама история, проиллюстрированная актерской игрой. Эмоциональные «перебивки» здесь необходимы для смены сцен и перемены эмоций. Тяжелые темы, потери и испытания, что выпало им пройти, напрашиваются на символичное сравнение с библейским исходом и Моисеем. Но главная цель осталась прежней – спасение от рабства, и в нашем случае она была достигнута почти за три недели.

История на сцене.

Примечательно, как поведение зрителей, ровесников вывезенных детей, менялось в ходе просмотра. К финалу представления школьники стали не по возрасту серьезными, с полной вовлеченностью в сюжет. Кстати, родственники спасенных ребят присутствовали на первых показах, причем некоторые специально приехали на премьеру из мест тех событий.

«Операция «Дети» завершила трилогию «Юбилейные даты Победы» театра «Вера». Прежде были выпущены  к юбилею Сталинградской битвы спектакль «Нам жить и помнить!..»  (2023) и в 2024-м, в честь 80-летия снятия блокады Ленинграда, спектакль «Жестяная ласточка блокады». Они с аншлагами прошли этой весной. (16+)

Ольга Плаксунова. Фото предоставлено театром.

Следите за нашими новостями в удобном формате