Антон Марцев рассказывает о снимках, находках в газетах и об историях, которые меняют взгляд на город

Антон Марцев рассказывает о снимках, находках в газетах и об историях, которые меняют взгляд на город

Антон Марцев – искусствовед и экскурсовод, автор Телеграм-канала «Мартиус Антониус» коллекционирует не просто старые фотографии, а утраченные фрагменты городской жизни. О том, как хобби перерастает в миссию, о рынке редких «ценных бумаг» и о магии 150-летнего снимка, который можно подержать в руках на том самом месте, где он был сделан, читайте в нашем материале.

От Кремля к городу.

– Сколько лет вы занимаетесь историей?

– Понятие «история» – широкое. Это может быть изучение литературы, а может быть  поисковая работа.  Если говорить о профессиональном интересе к истории искусства, то я занимаюсь этим серьезно с момента окончания вуза в 2014 году. Именно тогда я начал участвовать в научных конференциях и писать статьи. Получается, я занимаюсь историей уже больше десяти лет. Я хорошо помню момент, когда осознал, что существуют совершенно не изученные места, в которые необходимо погрузиться.

– Как вы считаете, интерес к локальной истории, прошлому Нижнего Новгорода, в последнее время возрос? С чем это связано?

– Мне кажется, что это в целом общероссийская тенденция. Она началась 10 лет назад, когда люди стали ходить на экскурсии – в Москве, в Нижнем Новгороде, то есть в городах, в которых они живут. До этого подобное занятие многим казалось странным: «Зачем? Я и так все знаю». Однако в последнее время появился интерес среди молодежи. Другое дело, к каким результатам это привело. Ситуация с краеведческой литературой, например, осталась на прежнем уровне. Зато появилось множество новых мероприятий и лекций, которых раньше не было. Так что интерес, безусловно, вырос. 

– В описании вашего канала мы находим: «Антон Марцев говорит про Нижний Новгород, кирпичи и старинные фотографии». К чему возник интерес раньше: к городу, его деталям или снимкам? 

– Интерес формировался именно в такой последовательности. Нижний Новгород возник в моей жизни, когда я был еще школьником и жил в городе Кулебаки. Мама привозила меня посмотреть на более старый город, центр региона. Я ходил по кремлю, по стене, забирался на танки. Тогда же мама купила мне книжечку про кремлевские башни.  Так возник мой первый интерес. Впервые я увидел такое место, где чувствуешь историю. Потом я стал учиться на искусствоведа. После поездки в Италию я начал присматриваться внимательнее к нашему городу и понял, что везде есть слои истории. Кирпичи, как очень важный медиум прошлого, привлекли мое внимание как то, что есть практически везде, и то, что очень часто нас может обрадовать деталями, метками.  Интерес к фото появился 3 года назад. Я поехал в Ярославль, и там в антикварном магазинчике на витрине лежала стопка снимков маленьких визиток. Я стал листать, и среди ярославских снимков была одна нижегородская фотография. Я решил вернуть ее на родину. Потом попалась еще одна интересная фотография. Стала очевидна лакуна: не все адреса и имена зафиксированы (лакуна – пропуск текста в рукописи или другом источнике. – Прим. автора). Так я начал целенаправленно искать редкие снимки, на которых есть какое-нибудь неизвестное имя или, наоборот, есть имя, но не было известно его работ. Находишь снимок, находишь адрес – и на карте города появляется новая точка. Сейчас фотография – один из главных поводов для моих исследований. 

Рынок «ценных бумаг».

– Где чаще находите интересные вам снимки?

– Например, на различных сервисах объявлений искать трудно, продавцы не всегда понимают, что нужно указать в заголовке, чтобы покупатели нашли фотографию. Объявления именуют обычно просто «старые фото», и нет никаких тематических указаний. Чаще всего интересные находки мне присылают знакомые. Есть еще сервис-аукцион «Мешок». Это огромная барахолка, где есть инструментарий, чтобы люди размещали лоты: выставочная система фотографий и система рейтинга для проверки товаров. Интернет – огромное подспорье для всех исследователей. Сегодня можно зайти на сайт, приобрести фотографию, только что выставленную на продажу, допустим, в Хабаровске, и через короткое время получить ее. Без интернета я бы просто не узнал о существовании таких материалов. Это незаменимый инструмент.

– Можно ли уже назвать собранные вами фотокарточки – коллекцией? Есть ли какое-то тематическое или иное деление вашей коллекции?

– Думаю, что да. Коллекция предполагает наличие определенных рамок – временных или тематических. За три года у меня сложилась именно коллекция, потому что выделились магистральные линии: облик города, ранние фотографы, нижегородцы. В основном это фотографии, сделанные в промежутке от 70-х годов XIX века до 1917 года, но есть и более поздние снимки, например, Иванова, Кузаева, Дмитриева. Что такое прошлое города? Это люди и места. Именно они и собраны в моей коллекции. Все эти фотографии складываются в целостную картину быта определенного периода. Таким образом, это коллекция в несколько сотен снимков, которая уже обладает достаточной широтой. По ней можно составить хорошее представление о нижегородской фотографии, ее разнообразии и системности – на уровне выставочного проекта.

– Расскажите о вашей знаковой находке среди архивных фотографий. Есть ли снимки, которые по-настоящему вас удивили?

– Это снимки Петра Нейского. Оказывается, был такой фотограф-любитель, который снимал не профессионально, не для денег, а для себя. Я купил три его снимка 70-х годов XIX века. Мне бы хотелось найти еще работы Петра Нейского – это реальное имя, которое забыто вообще. Я о нем помню, как о преподавателе нашей мужской гимназии. Я обнаружил, что он снимал довольно интересные виды города на уровне 

того же Карелина, в те же годы, что и он работал. И я бы хотел найти больше Нейского, но это сложно, поскольку его работы не лежат на прилавке. Я не знаю, есть ли они еще.  Еще есть один интересный фотограф – Иоганн Громан. У меня есть несколько его карточек раннего периода 70-х годов XIX века. У него, оказывается, были маленькие визитки с видами города. Я нашел несколько на аукционе, а больше их нигде нет, только в фонде «Росфото» в Петербурге. Хотелось бы найти больше, потому что это вещи, которые не просто ценные, они действительно могут раскрыть что-то, чего мы не знаем, это другой ракурс, и мы просто обогащаем представление о прошлом. Чем больше имен будет, тем больше будет фотографий.  

В поисках газетных вырезок.

– В вашем канале много архивных материалов. Где вы их берете? 

– Я работаю в библиотеках. Конкретно с нижегородскими архивами я пока не работал, но множество исторических материалов (например, газеты) есть в Областной библиотеке  или в оцифрованном виде на ее сайте. И механизм в таких учреждениях уже настроен: приходишь, заказываешь, изучаешь и возвращаешь. Все происходит быстро, и в читальном зале всегда есть места.

– С какой целью вы первый раз обратились к старым газетам? 

– Я писал дипломную работу в университете и пошел для этого в библиотеку. Это очень важное место при поиске материала. Для меня это возможность либо подтвердить какие-то 

гипотезы, либо найти точные сведения о людях, о зданиях и их строительстве. Преподаватель показал, что не все есть в интернете или в популярной литературе. Поэтому такой архивный материал незаменим, и он доступен всем желающим напрямую, без какого-то посредничества краеведа. Перед вами открывается огромный исторический пласт. Образование – это великая вещь, если у тебя есть хороший научный руководитель, который показывает, как важно работать с документами, а газеты – это ведь тоже документы, в них запечатлены смешные рекламные ходы, выражения, бытовые проблемы – кто-то споткнулся, кто-то жалобу оставил, пропала свинья и так далее. 

– В канале вы публикуете не просто фотографии или вырезки из газет, часто вы даете историческую справку. Сколько это времени занимает?

– Бывает по-разному. Смотря что является стимулом для создания поста – фотография или факт. Если это просто фотокарточка с описанием, то это может быть пара дней. Недавно у меня была публикация про бухгалтера, которого избили в 1905 году на площади Острожной. Пост создавался где-то месяц, с момента, как мне отправили его фотографию, и потом я обнаружил много ссылок на документы, с которыми нужно было работать. Мне повезло, что у меня уже были сведения про него, я нашел уже как раз две заметки, которые потом вошли в публикацию. Я стараюсь делать быстрее, иногда просто нет смысла усложнять, для публикации в интернете это не так необходимо. Но публикации с большим количеством ссылок действительно готовятся долго. Для меня важно всегда их оставлять – это научный принцип. Я очень плохо отношусь к тому, что журналисты или краеведы делают публикацию без нормальных ссылок на источники. Я считаю, что факты всегда должны быть подкреплены, это страховка от ошибки. 

– Среди ваших постов есть тот, который вызвал особый отклик у аудитории? 

– У меня был пост про фотографию визита в Нижний Новгород Николая II 17 мая 1913 года, которую я нашел в Петербургском архиве. В комментарии мне написала женщина, что статный кучер, который везет Николая, – ее прадедушка. Однако я стараюсь не принимать такие сведения на веру без документального подтверждения, поскольку возможна ошибка. Тем не менее, это важная зацепка, которая позволяет начать поиск и попытаться установить фамилию человека. Еще для меня очень важна публикация на сайте «Открытый текст» про семью Соколовых и про их дом на Провиантской. В целом, эта работа была одна из самых больших и долгих, только полгода ушло на архив, в котором удалось опознать всех людей, найти какие-то ниточки, кем они были, что с ними стало. И все это вышло на сайте. И я потихоньку, в формате сериала, начинаю это выкладывать в канале с конца прошлого года. Семья оказалась очень интересной. У них замечательный фотоархив, они сами снимали себя уже в начале XX века, уже тогда была домашняя портативная съемка. Для меня оказалось одно из самых важных исследований в жизни, которое пока что продолжается.

Город, украшенный фотографиями.

– Насколько изменилось представление о городе после того, как вы узнали, как он выглядел 100 лет назад?

– Очень сильно. Когда начинаешь заниматься газетами, фотографиями, деталями, геодезией, то город расцветает. Практически каждый дом обрастает культурными подслоями. Газеты важны тем, что в них есть много рекламы: в этом месте была булочная, в этом – кондитерская, здесь снимал фотограф. Сейчас, находясь на площади Минина и Пожарского, я могу представить, какой она была 100 лет назад. Как будто это такой фильтр, который я могу переключить и увидеть тот или иной дом в прошлом. История – это не просто старое, это наслоение, которое можно разглядеть у самого непримечательного домика, у которого даже нет статуса памятника. Но не может быть так, чтобы у дома, например, за 120 лет его жизни не появилось какой-то ценности. Во-первых, он достоял до этого момента, это ценность конструктивная, это документ строительных практик прошлого. Во-вторых, это ценность людей, которые жили в нем. В -третьих, ценность заведения, которое было там. Все это – невидимые снаружи наслоения, которые можно обнаружить через архив, библиотеку, фотографии.

– Помогают ли эти находки при создании экскурсий? Вы как-то привлекаете фотографии в ваш рассказ о городе?

– Сейчас я начал использовать фотографии чаще. В целом, мои экскурсии и тексты очень визуально ориентированы. Для меня всегда первичен образ, поэтому часто пост рождается не потому, что я хочу что-то рассказать, а потому, что есть хорошая картинка, к которой можно подвести рассказ. Фотография – это очень удобно, наглядно и это дает возможность развернуть целую историю из маленького снимка. 

Я брал несколько раз оригиналы на экскурсии «Тотального диктанта». 150-летний подлинник вызывает особые ощущения; в этом есть магия – принести снимок человека на то самое место, где он был сделан. И получается какой-то замкнутый круг, и в этом чувствуется история. Когда именно в этом доме, вот этот человек сюда зашел, ему отдали эту карточку, и он ее отсюда вынес. На экскурсии я говорю: «Мы сейчас вернем на свое место этот снимок», – как некое подтверждение того, что это место старое, то есть история – это то, что было до нас и будет потом. А у нас есть документ, что этот предмет бывал там много-много лет назад, поэтому я порой беру оригиналы. 

– Если бы у вас была возможность сделать один-единственный снимок старого Нижнего Новгорода, что бы вы запечатлели на нем и почему?

– Это очень интересно. Раньше я бы ответил, что переместился бы к дому на Провиантской, но сейчас у меня уже есть снимок этого дома, проблема решена. Нам довольно повезло с городом, многие места, которых сейчас нет, сохранились на снимках, например, Муравьевская башня. Я бы просто хотел увидеть поближе ярмарку, потому что в ансамбле ее не осталось. Снимки есть, но ощущение этой среды, этого города торговли, уже не вернуть. В целом, главные вещи, к счастью, были сфотографированы.

– А фотографию каких людей вы бы хотели сделать?

– С людьми сложнее. У нас нет ни портрета, ни фотографии художника Дмитрия Быстрицкого. Он жил в XIX веке и оставил целую серию рисованных видов города. Это удивительный человек, самоучка, художник, который остался в памяти благодаря иллюстрациям для книги историка Николая Храмовицкого. Еще у нас нет портретов родных Горького: матери, бабушки, дедушки. Вот что приходит на ум – обидно, что таких снимков нет. Даже отца Горького мы не знаем в лицо.

Мы живем среди истории.

– В чем вы видите главную цель вашей деятельности?

– Главная цель на экскурсиях и на моих лекциях – это открывать глаза на то, что мы живем в интересном месте. Когда я был студентом, город казался мне просто красивым, но не историческим, как будто старина жила в других городах. Но и у нас она есть, просто об этом не так много говорили. Сейчас для меня важно, чтобы люди высоко оценивали Нижний Новгород как город, имеющий славное и сложное прошлое, и где реально жила история. Профессия искусствоведа – одна из тех, что может подарить счастье, мне кажется, ты всегда занимаешься расширением рамок кругозора, а чем ты больше знаешь, тем тебе интереснее жить. Когда знаешь мало, кажется, что все скучно и город неинтересный. Сначала я это делал для себя – искал, исследовал, читал. У нас очень много информации в документах, к которой не было повода обратиться, а теперь я нахожу ее и добавляю в посты. Так, я понял, что это можно передавать людям как нечто действительно ценное, поэтому мои знания о городе за последние 10 лет сильно углубились и продолжают расти. 

Я уверен, что, получив необходимые инструменты, многие люди могли бы активно заниматься краеведением. Среди моих знакомых и подписчиков уже есть те, кто самостоятельно начал изучать оцифрованные газеты на сайте Ленинской библиотеки. Они находят то, что осталось незамеченным мной, – уникальные объявления, срочные заметки. Этот интерес растет, потому что такая история – невыдуманная и находится на расстоянии вытянутой руки. И я надеюсь, что мой пример показывает: проводить экскурсии и одновременно заниматься исследованиями – это доступно каждому. Любой может последовать этому пути.

– Ваш канал – это уже своеобразный исторический источник. Хотелось бы вам по результатам вашей работы систематизировать результаты? 

– У меня есть идея создать что-то вроде альбома на основе своей коллекции, с идеей движения по городу и с подборкой малоизвестных фотографий. Как прогулка по городу в разное время, почти без временных разрывов, чтобы можно было увидеть улицу или площадь со всех ракурсов в определенный период. Я хочу показать читателям обновленный образ Нижнего Новгорода, чтобы, открыв альбом, они ахнули и увидели, каким город был на самом деле. Так, я надеюсь, возникнет больше интереса к городу как к объекту, который еще не до конца изучен.

Справка НН.

Антон Марцев (Нижний Новгород). Искусствовед, экскурсовод, коллекционер, блогер. Член Ассоциации искусствоведов. Член Ассоциации экскурсоводов и гидов-переводчиков Нижегородской области. Исследователь и популяризатор истории городских деталей (кирпичи, люки, геодезические знаки, страховые таблички и т. п.). Исследователь городского пейзажа, специалист по иконографии Нижнего Новгорода XVII–XXI веков. Собиратель и исследователь старой нижегородской фотографии. Автор книги «Путеводитель по деталям Нижнего Новгорода» и телеграм-канала «Мартиус Антониус».

Беседовала Александра Поспелова. Фото автора и канала «Мартиус Антониус».




Следите за нашими новостями в удобном формате