Ребрендинг - вовсе не бредни

Ребрендинг - вовсе не бредни

В этом году Нижнему Новгороду исполняется 790 лет, а мы так до конца и не определились, является ли он «карманом России», промышленным центром или чем-то иным. «Ребрендинг территорий» — зачем это нужно и как это осуществляется на практике в регионах России? Об этом говорили специалисты по культурному наследию и журналисты из двенадцати городов России и Белоруссии, съехавшиеся в Нижний на международный семинар.

Куда ни кинь — объекты

«НН» расспросили о работе семинара инициатора и организатора проекта, президента фонда «Дать понять» Галину Филимонову.

— Начнем с определения понятий: что такое ребрендинг?

— Ключевое слово для понимания — «изменение». Это изменение позиционирования города, поселка, села в глазах общественности. С Горьким в перестройку произошел автоматический ребрендинг: из закрытого города он превратился в «карман России», город ярмарки и купцов. И сейчас важно понять, что у нас есть помимо Нижегородской ярмарки.

— Что вы показывали участникам семинара?

— Мы познакомили их с Володарским районом. Во-первых, там есть знаменитые бугровские мельницы, которые функционируют, а не лежат в руинах. Во-вторых, недавно была отреставрирована «Дача Бугрова» — это уже гражданское наследие. Наконец, в районе возрождается Свято-Успенский монастырь Флорищева пустынь. В советское время там была военная база, так что восстановление монастыря — это тоже своего рода успешный «ребрендинг».

— А в самом Нижнем Новгороде есть примеры успешного «ребрендинга территории»?

— Гости города были поражены нашим Арсеналом, который из запущенного военного склада превращается в центр современного искусства. Причем это происходит на территории кремля, а кремли у всех ассоциируются прежде всего с властью и «ложками-матрешками». Также участникам семинара была предоставлена возможность посетить «Царский» павильон, который ГЖД отреставрировала за собственный счет, и это была полностью научная реставрация. В 1960 — 1980-е там располагались пригородные кассы вокзала, все было затоптано. А сейчас павильон вернул свой «царский» облик, но закрыт для экскурсий. Еще участники семинара побывали на так называемой «Рождественской стороне», которая включает не только улицу Рождественскую, но и набережную Федоровского и всю территорию от Канавинского моста до Чкаловской лестницы. По идее, это место должно быть очень привлекательным для туристов, но пока оно загажено, много мусора…

Отрыть своего Пастернака

— Каковы самые яркие примеры «преображений» в других регионах?

— Интересным опытом поделилась искусствовед из Минска Ольга Бажинова, занимающаяся реставрацией замков, которых в Белоруссии немало. Они восстанавливаются за счет государства и пребывают в отличном состоянии, в них располагаются музеи. Очень любопытен был рассказ профессора Пермского университета Владимира Абашева о том, как удалось оживить депрессивный район Пермского края: был обнаружен факт, что поселок Всеволодо-Вильва связан с жизнью Бориса Пастернака. При этом в поселке не сохранилось ничего. Но ученые подняли чертежи усадьбы, отстроили ее, там теперь музей поэта, туда едут туристы. Показателен и опыт Ульяновска. Всем известно, с чьим именем связан этот город. Но ульяновцы напоминают, что Симбирск — родина и писателя Гончарова, и историка Карамзина. Нет, они не ставят крест на имени Ленина, но все же продвигают другие «бренды» своего города.

— Как вы считаете, удалось ли донести весь этот опыт до тех, от кого зависят перемены?

— Надеюсь, что да. На семинаре были главы и представители администраций районов области, и, думаю, они многое для себя почерпнули.

Беседовала Ольга ГОРНОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате