Живые закрывают глаза почившим, а почившие открывают глаза живым. Катастрофа, которая произошла с печально известной «Булгарией», подтолкнула речников к многочисленным проверкам пассажирских кораблей, по результатам которых было выявлено более 600 нарушений. По счастливой случайности историю погибшего в Куйбышевском водохранилище судна не повторили другие теплоходы.
Контроль усилили
— Все нарушения можно разделить на три группы: те, что создают сами судовладельцы, не соблюдающие санитарные правила эксплуатации теплоходов; нарушения контролирующих органов, возникающие благодаря некачественному проведению проверок, а также человеческий фактор, который играет здесь не последнюю роль, — рассказывает татарский транспортный прокурор Руслан Цечоев. — К сожалению, продолжать нарушать
По результатам проверок было вынесено 87 предписаний об устранении нарушений, пять предостережений, возбуждено 123 административных дела, подано шесть исков в суд.
Спрос падает
На территории Нижегородской области зарегистрировано 18 судоходных компаний, имеющих лицензии на перевозку пассажиров. По словам начальника Управления государственного морского и речного надзора Петра Комкова, чаще всего нарушают закон небольшие фирмы.
— В их собственности, как правило, один — три корабля, и они в первую очередь охотятся за прибылью, а не за безопасностью, — рассказывает Петр Комков. — Чтобы фирма получала стабильный хороший доход, ей необходимо иметь в собственности 8 — 10 теплоходов, а это соответственно и своя ремонтная база, и большая ответственность. Маленькие компании выпускают в навигацию свои судна зачастую непригодные для плавания.
Сегодня, спустя месяц после трагической гибели «Булгарии», граждане с настороженностью относятся к путешествиям на кораблях, а бизнесмены в свою очередь терпят убытки.
— Теплоходы, конечно, загружены, но не как раньше, места свободные есть, — рассказывает генеральный директор туристической фирмы «ГАМА» Дмитрий Галкин. — Люди сдают билеты, а в Казани навигация так вообще уже почти закончилась. Июль и август для нас -пик сезона, в это время наибольшее количество пассажиров, однако не в этом году. График рейсов у нас не нарушается, в рейс корабли выходят согласно ему, даже с пустыми местами.
Никаких заключительных выводов следствие по делу о «Булгарии» пока не дает, окончательные результаты проверки причин гибели теплохода пока неизвестны.
Елена МИТЯГИНА.
Справка «НН»
Из 6572 кораблей в ПФО 533 — пассажирские. 488 судов построены более 20 лет назад, из них: 159 судов — более 50 лет назад, 97 судов — 40 и более лет, 65 судов — 30 и более лет назад.
К слову
Всего на территории Приволжского федерального округа с июля по август было проверено 318 судов, из них 58 в Нижегородской области. Движение 48 кораблей, пять из которых находились также в Нижегородском регионе, было временно приостановлено. Среди выявленных нарушений — отсутствие спасательных жилетов, загромождение эвакуационных выходов, неукомплектованность экипажа и неисправность средств судовождения.