Кто ищет-тот найдет

Кто ищет-тот найдет

Осенние гастроли крупных московских театров в "Комедiи" уже который год поддерживаются администрацией Нижнего Новгорода и "Альфабанком".
В этом году состоялся приезд московского театра "Школа современной пьесы".
Театр "Школа современной пьесы" привез в Нижний три спектакля: "Чайка. Настоящая оперетка" по Чехову, "А чой-то ты во фраке" - тоже по Чехову и "Город" Гришковца. Среди знаковых для "Школы" актеров - Ирина Алферова и Альберт Филозов, обещание показать их в парном спектакле "Пришел мужчина к женщине" привлекло толпы нижегородских поклонников. К сожалению и явному разочарованию этих толп, спектакль не был показан.
Причина вполне объективная - думаю, все слышали про несчастье, случившееся с Филозовым.
Но утешает обещание, данное художественным руководителем театра Иосифом Райхельгаузом, привезти этот спектакль, когда Альберт Леонидович поправится и вернется на сцену.
"Чайка. Современная оперетка" - перевод чеховской пьесы в облегченный жанр. Как бы хотелось сказать сакраментальную фразу: "Все мы помним неувядаемую комедию Антона Павловича!" Увы, для подобного утверждения нет оснований: чтобы воспринять двойной слой насмешки над театральными условностями, нужно было знать основной сюжет пьесы. Половина зала, видимо, не знала, если судить по многочисленным жалобам на запутанность и невнятность происходящего на сцене.
Чеховская "Чайка" в привезенной оперетке лишь повод для улыбки. Сам жанр настраивает на легковесность, а между тем проблемы, которые поднимает эта пьеска, отнюдь не легковесны. И нужно быть очень тонким режиссером, чтобы пройти по лезвию бритвы между облегченным восприятием и осознанием действительного содержания: ведь как часто мы уже видели прецеденты, когда классический образец, теряя смысл, превращается в китч. К достоинствам "Чайки-оперетки" следует отнести то, что зрители, желающие обрести смысл, могли его найти - в хороших стихах известного и любимого нижегородцами Вадима Жука, в многочисленных аллюзиях и отсылках, во множестве ярких режиссерских находок. Те же, кто не искал, радовался появлению на сцене Ирины Алферовой.
Отдельно о пении: оперетка все-таки, все поют. Все - это драматические актеры, пением специально не занимавшиеся.
Некоторые - хорошо (Анжелика Волчкова, например, хотя голос у нее не академический, "разбитной"), некоторые сумели из никакого голоса сделать интересный (тот же Владимир Качан или Ольга Гусилетова). Некоторые - просто плохо. Без уточнений.
Как сказал на пресс-конференции Иосиф Райхельгауз, "Школа современной пьесы" - единственный театр, где удалась постановка пьесы Евгения Гришковца без участия автора.
Удалась, в смысле пользуется успехом. В собственном помещении "Школы" "Город" ставят в особом расположении зрительного зала, где действующие герои вольно располагаются среди зрителей, отличаясь от них лишь "высотным" положением - разделенность и удаленность людей в урбанизированном мире в спектакле символизируют стремянки, на которые взгромождаются герои, чтобы пообщаться друг с другом.
Смоделировать нечто подобное в "Комедiи" удалось, посадив часть зрителей на сцену, лицом к остальному залу.
А между двумя этими наблюдающими флангами, на узкой полосе оставшегося жизненного пространства (что вполне отвечает эстетике "Города"), на своих насестах разыгрывали драму непонимания актеры.
"Город" - действительно современная и актуальная пьеса.
Настолько современная, что в разговорах по мобильнику нетрудно узнать себя - вечно спешащего, всегда опаздывающего, не задумывающегося над происходящим настолько, что чужая рефлексия вызывает недоумение. И настолько актуальная, что невольно задумываешься, что будет с этой пьесой лет через десять, когда и формы общения будут другими, и анекдоты эти уже перестанут вызывать улыбку. Впрочем, "балалайка", которую виртуозно воспроизвел Саид Багов, останется востребованной всегда как пример личного мастерства актера.
"Город" - удивительная пьеса без начала и конца, без обязательного в классической драматургии "процесса с результатом", ибо каждый волен по-своему отвечать себе на вопрос: что же будет дальше с главным героем, ищущим потерянный смысл жизни? И каждый должен будет на него ответить, потому что все мы живем в Городе.
Алина ЛИРИНА.

Следите за нашими новостями в удобном формате