Хохлома в отхожем месте

Хохлома в отхожем месте

Москва, Красная площадь. Длинная очередь у будки, красочно разрисованной хохломской росписью. Думаете, туристы скупают ширпотреб в сувенирной лавке? Ошибаетесь. Такими в скором времени могут стать общественные туалеты столицы нашей Родины.

Роспись по нужде

Идея расписать кабинки под хохлому родилась в ГУ «Дирекция заказчика «Сантехработ», которая и занимается установкой биотуалетов в столице.
По мнению гендиректора фирмы Анатолия Ашихмина, туалеты в хохломе, гжели или еще каких петушках, скажем, на Арбате выглядят довольно презентабельно.

Вот так яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства, которое изначально предназначалось для царского двора и испокон веку создавалось в Нижегородской области, рискует спуститься до самых естественных нужд самого народа. Инициатива столичных предпринимателей оказалась сюрпризом и для самой фабрики хохломской росписи.

— Мы о таких намерениях ничего не знаем. Никто с нами по поводу раскраски туалетов договоры не заключал. Кощунство какое-то! Снизить хохлому до уровня клозетов! — опешил заместитель генерального директора ЗАО «Хохломская роспись» Николай Коротков. — Просила нас как-то фирма разрешить ей расписать хохломой унитазы — мы отказали. Попытаемся найти эту московскую фирму.

Однако этический момент — это лишь полбеды. Хохломская роспись является интеллектуальной собственностью, которая защищена законами.

— Роспись нижегородским предприятием запатентована, поэтому без его разрешения использовать ее нельзя, — предупредили в группе интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты (ТПП) Нижегородской области. — Вся его продукция сертифицирована и защищена международным зарегистрированным товарным знаком «Семенов. Хохломская роспись». И вряд ли можно себе представить подобное клеймо на входе в биотуалет.

Заклеймили узором

— У нас запатентованы десятки рисунков, изделий, технология хохломской росписи, ее виды, основные элементы (травка, узоры кудрины, фоновое письмо. — Авт.), без которых хохлома невозможна, — подтвердил Николай Коротков. — Каждый месяц патентуем по 10 — 20 новинок. К тому же у каждого конкретного рисунка и изделия есть свой автор.

Словом, все, кто расписывает что-то под хохлому или штампует такие узоры на бутылках, машинах или вот на туалетах, без разрешения на то семеновских мастеров и отчисления им соответствующих авторских вознаграждений, нарушает их права, а значит, и российское законодательство.

Больше того, по словам одного из экспертов группы интеллектуальной собственности ТПП Нижегородской области, если московская фирма действительно начнет разрисовывать клозеты хохломской росписью, то речь пойдет и о введении потребителя в заблуждение, ведь сантехническая контора не является ее владельцем. К тому же подобную инициативу можно рассматривать и как неуважение к традициям нашего народа, а значит, как противоречие общественным интересам, принципам гуманности и морали (статья 1483 Гражданского кодекса РФ).

Елизавета КОРШУЛЬ.

Экспресс-опрос

«А как вы относитесь к тому, что уличные туалеты распишут под хохлому?» — спросили «НН» нижегородцев.

Александр НЕФЕДОВ, 25 лет:

— Почему бы и нет? Пускай расписывают. Ну и что, что туалет? Это общественное место. Все будут смотреть на него. Эстетика такая только украсит улицы. Если бы взяли нашего нижегородского оленя, меня бы покоробило. А хохлома не только нижегородский символ, но и общероссийский.

Ирина ГАНИНА, 50 лет:

— Это настоящая дискредитация нашего нижегородского бренда. Сегодня и так наше общество страдает от нехватки духовных и культурных ценностей. Нет бы поддерживать те, что остались! Мало того что подделками под хохлому заполонен весь рынок, так теперь еще кто-то собирается расписать ею места, где мы удовлетворяем наши низкие потребности. Так опустить наше достояние!

Максим КОТЕЛЬНИКОВ, 69 лет:

— Я считаю, что это полное неуважение к русскому, исконно нижегородскому ремеслу, которое идет из глубины веков. Ведь хохломой изначально расписывали определенные вещи, а именно посуду (тарелки, ложки), которая стояла на столе, из которой ели.

Татьяна ВВЕДЕНСКАЯ, 34 года:

— У людей сформировался определенный стереотип, какими должны быть общественные туалеты. Как правило, это синие кабинки. Я не вижу смысла этот стереотип менять. Бизнесменам, что ли, настолько делать нечего, что они выдумывают, в какой цвет раскрасить туалет? А вообще это полное неуважение к традициям, культурному богатству своей страны. Очень настораживающая попытка. Если так вольно обращаться с культурными ценностями, то скоро мы дойдем до того, что туалеты будут делать в виде церквей.

Следите за нашими новостями в удобном формате