Москва, Красная площадь. Длинная очередь у будки, красочно разрисованной хохломской росписью. Думаете, туристы скупают ширпотреб в сувенирной лавке? Ошибаетесь. Такими в скором времени могут стать общественные туалеты столицы нашей Родины.
Роспись по нужде
Идея расписать кабинки под хохлому родилась в ГУ «Дирекция заказчика «Сантехработ», которая и занимается установкой биотуалетов в столице.
По мнению гендиректора фирмы Анатолия Ашихмина, туалеты в хохломе, гжели или еще каких петушках, скажем, на Арбате выглядят довольно презентабельно.
Вот так яркое самобытное явление русского народного
— Мы о таких намерениях ничего не знаем. Никто с нами по поводу раскраски туалетов договоры не заключал. Кощунство
Однако этический момент — это лишь полбеды. Хохломская роспись является интеллектуальной собственностью, которая защищена законами.
— Роспись нижегородским предприятием запатентована, поэтому без его разрешения использовать ее нельзя, — предупредили в группе интеллектуальной собственности
Заклеймили узором
— У нас запатентованы десятки рисунков, изделий, технология хохломской росписи, ее виды, основные элементы (травка, узоры кудрины, фоновое письмо. — Авт.), без которых хохлома невозможна, — подтвердил Николай Коротков. — Каждый месяц патентуем по 10 — 20 новинок. К тому же у каждого конкретного рисунка и изделия есть свой автор.
Словом, все, кто расписывает
Больше того, по словам одного из экспертов группы интеллектуальной собственности ТПП Нижегородской области, если московская фирма действительно начнет разрисовывать клозеты хохломской росписью, то речь пойдет и о введении потребителя в заблуждение, ведь сантехническая контора не является ее владельцем. К тому же подобную инициативу можно рассматривать и как неуважение к традициям нашего народа, а значит, как противоречие общественным интересам, принципам гуманности и морали (статья 1483 Гражданского кодекса РФ).
Елизавета КОРШУЛЬ.
«А как вы относитесь к тому, что уличные туалеты распишут под хохлому?» — спросили «НН» нижегородцев.
Александр НЕФЕДОВ, 25 лет:
— Почему бы и нет? Пускай расписывают. Ну и что, что туалет? Это общественное место. Все будут смотреть на него. Эстетика такая только украсит улицы. Если бы взяли нашего нижегородского оленя, меня бы покоробило. А хохлома не только нижегородский символ, но и общероссийский.
Ирина ГАНИНА, 50 лет:
— Это настоящая дискредитация нашего нижегородского бренда. Сегодня и так наше общество страдает от нехватки духовных и культурных ценностей. Нет бы поддерживать те, что остались! Мало того что подделками под хохлому заполонен весь рынок, так теперь еще
Максим КОТЕЛЬНИКОВ, 69 лет:
— Я считаю, что это полное неуважение к русскому, исконно нижегородскому ремеслу, которое идет из глубины веков. Ведь хохломой изначально расписывали определенные вещи, а именно посуду (тарелки, ложки), которая стояла на столе, из которой ели.
Татьяна ВВЕДЕНСКАЯ, 34 года:
— У людей сформировался определенный стереотип, какими должны быть общественные туалеты. Как правило, это синие кабинки. Я не вижу смысла этот стереотип менять. Бизнесменам, что ли, настолько делать нечего, что они выдумывают, в какой цвет раскрасить туалет? А вообще это полное неуважение к традициям, культурному богатству своей страны. Очень настораживающая попытка. Если так вольно обращаться с культурными ценностями, то скоро мы дойдем до того, что туалеты будут делать в виде церквей.