Без бумажки и мамонт букашка?

Без бумажки и мамонт букашка?

«Последний мамонт Франции». Франция, 2011. Режиссеры Гюстав де Керверн и Бенуа Делепин. В ролях: Жерар Депардье, Изабель Аджани, Йоланда Моро, Бенуа Пульворд, Дик Аннегарн.

Человек среди козлов

Уйдя на заслуженный отдых, бывший мясник не знал, куда себя деть. Мертвец в супермаркете напомнил ему: жизнь коротка. Тогда он оседлал «железного коня» — и почувствовал себя человеком. На мотоцикле «Мамонт» герой Депардье отправился собирать бумажки с прежних мест работы, а за ним увязался страшно-прекрасный призрак погибшей в аварии девушки — как бы утраченная молодость.

Это роуд-муви по местам памяти, изменившимся до неузнаваемости. На месте мельницы — студия дизайна. Некогда распахнутые двери закрыты на кодовые замки. У придурковатых родителей выросли дети-извращенцы. И новая жизнь вынуждает продавать какие-то никчемные проволочные сетки, чтобы покупать какие-то вредные чипсы…

Да ну ее, в общем, эту вашу современную реальность. Девушка с порезанным лицом явится и скажет: «Они все козлы, а я тебя люблю — не сдавайся». И «мамонт» будет выживать.

Оковы тяжкие падут…

В фильме немало впечатляющих кадров и сцен, состоявшихся прежде всего благодаря фигуре Депардье. Вот собранные бумаги эффектно разлетаются по ветру заодно с длинными космами «мамонта». Очень смешно его провожают на пенсию под монотонный хруст коллег и речь начальника по бумажке.
Забавна сцена мусульманского намаза во французском винограднике. Феерично разыграна сорвавшаяся месть жены героя. Незабываема ситуация в кафе, где четверо крепких мужиков-гастарбайтеров хором рыдают о своей горькой судьбине. И совсем уж близок к шедевру кадр, в котором Депардье пытается протолкнуть тележку из супермаркета между автомобилями на стоянке — такой неуклюжий крупный зверь в измельчавшей реальности. Но если уж такому перепадает удачи, то большой куш, не мелочишка.

Дабы фильм получился незаштампованным, авторы сделали его нарочито «неотшлифованным». Непричесанным, неотутюженным, как сам Депардье на экране.
Ему тут как будто и не надо играть, ведь мамонт интересен не оттенками поведения, а самим фактом своего существования.

Но сюжетная сбивчивость и стилистическое несовершенство не главный недостаток картины. Гораздо больше ее портят шуточки ниже пояса, с грязцой, без которых, похоже, не обходится сегодня ни один даже неглупый европейский фильм. Не потянули авторы и финальную мораль. В символическом сочинении «как я провел жизнь» большой человек из мясной лавки накарябал нечто о любви и свободе. Что-то вроде «оковы тяжкие падут, темницы рухнут — и свобода вас примет радостно у входа»… Только гораздо хуже сформулированное.

Ольга ГОРНОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате