За межсезонье к главному режиссеру Нижегородского ТЮЗа Владимиру Золотарю накопилось немало вопросов. Уедет ли он в Пермь? Примет ли Нижний давно обещанный фестиваль? И чем грозит зрителям его «Гроза»?
В «грозовых» ножницах
— «Гроза» — это не исторический документ о домострое в провинциальном городке, а разговор о жизни, — говорит режиссер, — ТЮЗу необходим спектакль по русской классике — сейчас в репертуаре нет ни одного. Но я прекрасно понимаю, что попадаю в страшные ножницы. С одной стороны, представьте себе зал школьников на спектакле «Гроза»! С другой — я ставлю его именно потому, что этот зал наберется.
Сейчас уже сошла волна разоблачения мифа о «луче света в темном царстве». И путь только один: перестать бороться с
Конструкция пьесы ближе всего к французскому театру, к Расину и вообще к трагедии. Катерина — это Отелло, Гамлет, Федра, Электра! В пьесе все заряжены адским желанием счастья, причем не только для себя, — с этого и начинается трагедия.
Когда мне говорят, что я люблю «фишки» и эпатаж, я теряюсь. Потому что есть я — живой современный человек — и есть пьеса, которая вызывает во мне отклик. Так появляется
Бомарше против Куни
— ТЮЗу нужна также и комедия. В неравный бой с теми, кто непрерывно ставит Куни и Камолетти, я вступать не хочу. Бомарше — это альтернатива, потому что «Безумный день, или Женитьба Фигаро» — пьеса с большим коммерческим потенциалом, но с ней можно не потерять лица.
Виктор Симакин будет ставить пьесу «Месье Амилькар, или Человек, который платит». Новогодний спектакль сделает приглашенный молодой постановщик. Главным же событием сезона должна стать работа очень известного режиссера — как минимум с российским именем, из
Фестиваль наоборот
— Фестиваль «Колесо», который пройдет в середине октября, это «фестиваль наоборот»: не театры съезжаются в
Для нас это возможность диалога с профессионалами и экзамен, потому что самое опасное — замыкаться в своей консервной банке. Я жду анализа и совета, как жить в данных экономических условиях большому нищему театру. Мы покажем шесть последних премьер, чтобы был срез именно сегодняшней ситуации.
В глазах двоится?
— Сейчас у нас конфликта нет. Есть две группы артистов — я работаю с одной, Виктор Алексеевич Симакин с другой. Драк и ссор нет. Но круги от некогда брошенного в воду камня не разошлись до сих пор, поэтому я стараюсь избегать обострения ситуации. Молодые артисты, которые пришли в театр после истории с голодовкой, работают с обоими режиссерами.
В ноябре я поеду в пермский
Ольга ГОРНОВА.
Кстати
Премьера «Грозы» состоится в ТЮЗе 16 сентября, «Женитьбы Фигаро» — 13 октября.