«Аполлон-18». США — Канада, 2011. Режиссер Гонсало Лопес-Гольего. В ролях: Уоррен Кристи, Ллойд Оуэн.
Знать бы, чего бояться
Продюсерский проект Тимура Бекмамбетова, за который он был раскритикован Роскосмосом (еще бы — в год 50-летия полета Гагарина делает фильм об американцах на Луне!), оказался той еще диверсией «нашего человека в Голливуде».
Это фильм-мистификация, псевдодокументальная история о том, что миссия «Аполлон-18» вовсе не была отменена, а состоялась, но власти США это тщательно скрывали.
Стартует фильм медленно и скучно — авторы перестарались с подражанием кадрам кинохроники. Научные термины, дыхание в скафандрах, состаренный кадр под документ 1970-х, гул и треск рации продолжаются много дольше, чем зритель уверяется в натуральности происходящего.
Первые пугалки ступивших на Луну людей — детские шалости: камушки перемещаются с места на место, неопознанные звуки возникают в эфире, чужие следы проявляются на нехоженой почве… Уж не русский ли космонавт притаился за лунным камнем?
Самый смак страха в том, что неясно, откуда ждать угрозы. Как она выглядит? Чего именно боятся? Кто здесь, в конце-то концов?! Кроме неизвестности на чужой планете, где вас не ждали, бояться нечего. Или же можно бояться всего и сразу. Сам грунт здесь — его даже землей-то назвать нельзя! — выглядят зловеще. Воспоминания о домашних заготовках и простых человеческих нуждах звучат как будто с того света…
Паучки нам не страшны
Плюс авторам, что оградили нас от очередной встречи с каким-нибудь скользким гадом. Нет-нет, паучки там все ж таки возникли, но они скорее мешали и смешили. Не они были источником страха. Вообще же инопланетная зараза оказалась визуально совсем не эффектной — гораздо интереснее ее последствия и отражение в человеке. Фильм получился изобретательнее и умнее среднестатистического американского ужастика. Чувство непреодолимого, запредельного одиночества, оторванности от родной Земли, враждебность вселенной, государства, а под конец и человека человеку — это все куда страшнее, чем жучки и паучки. Что до артистов, то оторопь, недоумение, паника, отчаяние, детская наивная надежда на спасение — все разыграно ими очень правдиво.
Американским критикам фильм категорически не понравился. И думается, претензии к нему не совсем художественного порядка. Ведь в фильме утверждается, что первыми на Луне побывали советские космонавты, — это раз. Два — американские герои фильма пытались спастись на советском космическом аппарате, который хоть и ведро-ведром на вид, а глядишь ты — не заржавел и летает. Но самое главное — из фильма выходит, что государство (в том числе славные американские Штаты, да-да!) — циничная машина, которая обманывает людей, посылает на верную гибель и бросает. Крамола, да и только.
Ольга ГОРНОВА.
Следите за нашими новостями в удобном формате