Пианино с молоточками

Пианино с молоточками

Хаммерклавир, или венское фортепиано, отличается от привычного рояля рядом конструктивных и акустических особенностей.
Инструмент имеет меньшие размеры, нажатие на педали осуществляется коленями, но - самое главное - благодаря тонким струнам и кожаным молоточкам хаммерклавир звучит тише и мелодичнее.
Как сказал Василий Илисавский, на клавирных концертах принято садиться как можно ближе к инструменту, полукругом.
Впрочем, благодаря хорошей акустике помещения, все было прекрасно слышно и на задних рядах.
Программу концерта составили произведения К.Ф.Э. Баха, Й.Гайдна и Бетховена. Пьесы Карла Филиппа Эммануэля Баха, считавшегося в Европе одним из величайших авторитетов XVIII века и впоследствии оказавшегося в тени своего великого отца, фактически не исполнялись в течение двух веков в силу уникальности инструмента. Хаммерклавир, привезенный Илисавским, был сконструирован бельгийцем Крисом Мане в 2004 году по модели конца XVIII века Антона Вальтера. Таким образом, нижегородские слушатели получили уникальную возможность услышать произведения Филиппа Эмануэля именно так, как они звучали в то время.
Во втором отделении была исполнена вариация фа-минор Й.
Гайдна и бетховенская соната, упоминаемая в повести Куприна "Гранатовый браслет". Нежное, переливчатое звучание хаммерклавира открыло более тонкие, неизвестные грани великого произведения Бетховена. Наверное, именно так должно было бы звучать музыкальное послание Желткова его возлюбленной. Казалось, в звуках хаммерклавира выразилась вся глубина неразделенной любви героя Куприна, а точнее, самого Бетховена, чувство которого, как известно, тоже было безответным.
Слушатели очень тепло встретили Василия Илисавского, дважды вызывали на бис и после концерта окружили хаммерклавир, рассматривая необычный инструмент.
- Чем вас привлекает старинная музыка?
- Я не делю музыку на эпохи и с одинаковым удовольствием играю произведения и XVIII, и XX веков. Просто есть разные исторические традиции. Произведения того или иного времени приятнее исполнять на тех инструментах, для которых они были написаны.
- Есть ли у вас любимые или не любимые композиторы?
- Любимых в принципе нет. В последнее время я предпочитаю играть произведения Гайдна, Бетховена, Баха. А из нелюбимых...
Не люблю играть Стравинского.
- Сложно ли ухаживать за вашим инструментом?
- Сложно. Он требует особого ухода и очень бережного отношения.
Особенно болезненно сказываются перевозки в автобусе: когда все трясется, хаммерклавир "расстраивается".
Андрей ФЕВРАЛЬСКИХ.

Следите за нашими новостями в удобном формате