Гора впечатлений из подземелий

Гора впечатлений из подземелий

На бетонных ступенях в бункер люди в красной форме вежливо, но твердо попросили нас сдать все личные вещи, в том числе сотовые телефоны. Железная дверь захлопнулась, словно в хорошем сейфе…

Спасение в красных тонах

Красная форма, в которую одеты актеры, это намек на воображаемую армию, готовую спасти мир, и одновременно символ тоталитаризма, подавления. Этот цвет работает и как дополнительный раздражитель, вселяет тревогу и держит в состоянии напряжения. Так Жудит Деполь, сидя на ящике в подвале, рассказывает корреспонденту «НН» о своем детище.

— Наш спектакль — о наполняющем мир страхе. Массмедиа давят настолько, что человек фактически не принадлежит сам себе, — рассказывает режиссер действа. — Может ли он находиться один, в темноте и тишине, размышлять о том, что ему навязано извне? Здесь есть, пожалуй, черты пропагандистского агиттеатра, но никаких стилистических примет, характерных для постановок в стенах ГУЛАГа. Там были яркие, живые постановки, как ни странно, даже веселые: заключенные пытались компенсировать тяготы своего положения.

Шаг в сторону — расстрел

Двенадцать риторов, то сливаясь воедино наподобие античного хора, то распадаясь на индивидуальные партии, излагали сложный текст современного писателя. Рваные фразы разлетались на слова, слова перекомбинировались в новые — без начала, без конца и без смысла.

В течение спектакля актеры молчаливо управляли зрителями-соучастниками, показывая «туда ходи, сюда смотри». А смотрели мы в том числе видео от нижегородской «Провмызы». Группа молодых людей выбралась из какой-то заварушки на песчаный берег, раненых волочили по песку, и позы бессильных тел слегка напоминали о библейских страданиях.

На фоне истерической долбежки о массовых расстрелах, жертвах и преступлениях является образ женщины, несущей в себе потенциальную угрозу. Не раз упоминается пещера Махпела, она же склеп Адама с Евой, откуда, говорят, виднеется потерянный рай. Мы прошли адский путь под музыку из гула, звона, грохота и звуковых наплывов Лоран Дайо. И, что важно, не побоялись открыть железную дверь самостоятельно.

Несомненно одно: мы опробовали истинно французский деликатес — парадоксальный по составу и с долгим, интересным послевкусием.

Мария ФЕДОТОВА.

Справка «НН»

Проект «Не бывает нулевого риска» — новая форма интерактивного спектакля, созданного режиссером Жудит Деполь по книге Патрика Буве In Situ. После премьеры в нижегородском Арсенале спектакль увидят в Ульяновске.

Следите за нашими новостями в удобном формате