Еще не забылась эта леденящая кровь история, когда минувшим летом посреди бела дня на трассе М-7 64-летняя женщина-водитель, протаранив впереди идущий грузовик, угробила в ДТП собственного внука, одиннадцатилетнего мальчика — пассажира несчастного авто. Специалисты позже разбирались, что к чему, — брали кровь на анализ, пытаясь обнаружить у виновницы аварии злополучные промилле, опрашивали свидетелей, рисовали схемы… А за пределами протокола судачили: в этом возрасте и зрение подводит, и реакция уже не та, и давление внезапно может подскочить…
Возраст риска
На самом деле давление подскочить или внезапно прихватить сердце может и у молодого водителя, но, согласитесь, пожилой человек за рулем рискует своей жизнью и жизнью своих пассажиров в гораздо большей степени. В стране, где ежегодно на дорогах погибает население небольшого города — около 30 тысяч человек, транспортные законодатели устали совершенствовать ПДД, дабы хоть
С таким предложением выступил глава думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев. По его мнению, выдавать пожилым гражданам водительские права сроком действия десять лет опрометчиво, если учитывать состояние их здоровья и скорость реакции.
— Когда мы выдаем водителю, условно говоря, в 65 или в 70 лет водительское удостоверение, это предполагает, что физическое состояние водителя через определенный промежуток времени, наверное, может не соответствовать тем физическим кондициям, которые обеспечивают нормальное вождение, — заявил столичный чиновник.
Подтверждает его слова и неумолимая статистика. Оказывается, в значительной части ДТП виноваты именно пожилые водители.
Категории размножаются
Изменение сроков действия водительских удостоверений — это следующий этап законопроекта, представленного главой транспортного комитета. Пока же депутаты одобрили в первом чтении законопроект, касаемый увеличения категорий водительских прав. В случае принятия этого документа количество категорий должно увеличиться практически в два раза: вместо ныне существующих пяти их будет девять плюс еще шесть подкатегорий.
Вдобавок к категории, А, дающей право на управление мотоциклами, вводится подкатегория А1 — для управления легкими мотоциклами с рабочим объемом двигателя не более 125 кубических см и максимальной мощностью 11 кВт (около 15 лошадиных сил). Управлять мотоциклами, как и сейчас, можно будет с шестнадцати лет.
Категорию В, позволяющую управлять автомобилями массой не более 3,5 тонны, дополнит подкатегория В1, в которую войдет управление квадро- и трициклами.
Грузовые автомобили массой более 3,5 тонны будут отнесены к категории С, а грузовые машины массой от 3,5 до 7,5 тонны — к подкатегории С1.
Предлагается разделить и категорию D. Сейчас такие права позволяют управлять равно как маршрутками, так и большими двухэтажными автобусами. Если же депутаты одобрят законопроект, права категории D позволят управлять транспортными средствами более чем с восемью пассажирскими местами, а категории D1 — с количеством мест от восьми до 16. Получить такие права можно будет только с 21 года.
Для управления трамваями и троллейбусами вводятся две новые категории — Tm и Tb. Раньше водителям этих видов транспорта вовсе не приходилось получать права на управление.
Отдельная категория вводится и для водителей, предпочитающих только автоматическую коробку передач. Те, кто будет сдавать экзамен именно на таком автомобиле, к управлению механической коробкой допущены не будут. Если же водитель захочет пересесть с «автомата» на «механику» без получения соответствующих прав, это будет приравнено к управлению автомобилем и вовсе без них.
Татьяна ЧИНЯКОВА.