Это, видно, бес нас водит

Это, видно, бес нас водит

«Бабло». Россия, 2011. Режиссер Константин Буслов. В ролях: Роман Мадянов, Мария Берсенева, Гия Гогишвили, Георгий Гургулия, Михаил Месхи.

Куда ж несешься ты?

Жанр криминальной комедии не умер — он затаился на время. Времена вроде бы менялись — от «Брата» до «Бумера», от «Бумера» до «Бабла», но не изменились вконец. Бандитские физиономии слегка отретушировал глянец цивилизации, криминальная комедия гордо переименовалась в «коррупционную», милиция — в полицию, только и всего. Если же выехать из центра (Москвы) на окраину (на Украину) бывшей империи, то и снова здравствуйте, девяностые, во всей их страшной красе!

Малороссия втянута в историю не случайно, поскольку по духу фильм «Бабло» очень напоминает творения Николая Васильевича Гоголя. Отбившийся от рук миллион евробабла, который ищут разбойники, ищет полиция, ищут кавказцы в нашей столице, это главный герой, причем герой почти мифологический, и отношение к нему, можно сказать, религиозное. В него верят, ему поклоняются, за ним идут на край света, от него ждут спасения, а оно дразнит, носит героев по миру, как гоголевский черт, насмехается над ними, в руки не дается и никак не материализуется: какие бы коррумпированные господа ни возникали на экране, а фоном-то все равно облезлые квартиры и полный бардак…

Фильм вызывает ассоциации и с «Картами, деньгами…» Гая Ричи, и со «Жмурками» Балабанова, и с шедеврами Тарантино. В общем, с лучшими образцами жанра. По иронии судьбы, автор фильма — старший брат создателя «Бумера», что покрыл своим музоном без малого десятилетие. Есть ли конкуренция между братьями — еще вопрос, но таланта и мастерства хватило обоим.

Люди остаются собой

Смотреть «Бабло» надо внимательно, поскольку и сам режиссер чрезвычайно внимателен к деталям. Фильм динамичен, но не лихачит бездумно, лишь бы щегольнуть каким-нибудь трюком. Персонажи рельефны, колоритны, но при всей гротесковости жизненны. Сатира метка и остра: тут вам и абсурд банковской системы, и разборки между подразделениями МВД, словно бы между бандитскими группировками, и гамлетовский вопрос «возбуждаемся или не возбуждаемся», решаемый в зависимости от платежеспособности виноватого…

Фильм вообще интересен лексически. «Там было много новых слов», как сказал бы профессор из Дании. Например, «Генка», если вы не в курсе, это Генпрокуратура.

Но при этом «Бабло», ей-богу, доброе кино. И не только отсутствием откровенных зверств и эпатажной кровожадности. Режиссер, с одной стороны, как бы говорит наперекор известной идиоме: «Э нет, это не жизнь такая — это мы такие!» Но, с другой, смотрит на нас со снисходительной улыбкой, мол, слаб человек, что ж поделать… Как сказал поэт, «в поле бес нас водит, видно, да кружит по сторонам». А раз уж потянуло на классику, стоит добавить, что компания из «Бабла» сильно напоминает еще и булгаковскую свиту. Азазелло и Гелла точно наличествуют, а в роли нового Воланда — собственно бабло.

Сюжет: Киновидение

В сюжете

Следите за нашими новостями в удобном формате