Задружимся Соцгородами

Задружимся Соцгородами

В день, когда городские магистрали парализовал большой первый снег, на Автозавод, минуя часовые пробки, можно было попасть моментально — через… кремль. В Арсенале открылась выставка «Коммунальный авангард», посвященная двум Соцгородам — нижегородскому и екатеринбургскому.

Опасные гастроли

Под кирпичными сводами выстроен лабиринт из витрин с фотографиями зданий рабочих районов Нижнего Новгорода и Екатеринбурга и их обитателей под музыку, скомпонованную композитором Георгием Стефановым из «конкретных» звуков, записанных на Автозаводе и Уралмаше.

До сих пор «неместные», забредшие в такой Соцгород, рискуют нарваться на провокационный вопрос «А ты с какого района?» и вслед за тем лишиться мобильника, кошелька, шапки… Автозавод, увы, до сих пор стабильно лидирует в криминальных сводках областного центра. Между тем Соцгород как великая утопия сталинской эпохи и просто выдающийся факт архитектуры стал объектом исследования отважных современных художников.

— Ежедневно, как на работу, ходили по промышленным районам, — рассказывает Елена Белова, курирующая проект вместе с Алисой Савицкой. — Наши фотографы, словно охотники в засаде, выискивали пресловутый единственный уникальный кадр, а затем, заручившись разрешением «объектов», делали снимки.

То, что мы упустили

Оба Соцгорода, хоть и были выстроены вокруг автогигантов примерно в одно и то же время, друг на друга не похожи. Наш — уютный, благоустроенный, а екатеринбургский находится совсем на периферии, отчасти лежит в руинах. Да, ГАЗ ударно работал на всю страну, а Уралмаш был закрытым предприятием, и внешнего благополучия там поменьше, так что мы, находясь там, постоянно испытывали некоторую тревожность…

Столичный фотограф Ефимов знает предмет не понаслышке. Во-первых, он много раз бывал на Автозаводе — и ему там понравилось, а что до безопасности, то, по словам фотографа, небезопасно даже на его родной Тверской. Во-вторых, он три года отработал конструктором на «ЗИЛе» и знает рабочий класс изнутри.

— Проект посвящен будущему, которое мы упустили, — поясняет он. — Наши предки вообще упустили очень многое — воспитание совершенного человека. «Счастья для всех» уже не будет по причине слома эпох. Но мы берем образцы архитектуры и строим наш идеальный город.

Выставка работает до 10 января ежедневно, кроме понедельника, с 12.00 до 20.00.

Мария ФЕДОТОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате