Что ни стул - то бриллиант

Что ни стул - то бриллиант

В выставочных залах усадьбы Рукавишниковых выстроилась целая коллекция уникальных старинных стульев. И каких! Строгие инкрустированные итальянские, молельные готические, роскошные кресла времен мадам Помпадур… Все это богатство, собранное вместе, не встретишь, пожалуй, больше нигде, кроме как на выставке «12 стульев+».

— Все началось с легендарных «Двенадцати стульев», — рассказывает в ходе экскурсии по залам заместитель директора музея по научной работе Людмила Варэс, автор идеи и главная вдохновительница этой выставки. — Мы подумали, что стулья можно показать более объемно, ведь мебель разного времени всегда вызывает особый интерес у публики.

Самый старинный экспонат датирован ХV веком и изготовлен в Италии. Это кассане, своего рода сундук для хранения одежды, на котором можно не только сидеть, но и спать. Как и чуть более молодой итальянский стул ХVI века, он щедро отделан инкрустацией, а в музей попал из знаменитой «юринской» коллекции помещиков Шереметевых.

Самые изящные, на взгляд посетителей выставки, стулья и кресла представлены в зале, рассказывающем об эпохе ХVII — ХIХ веков. Такие многие видели в исторических фильмах, например, про светскую жизнь русских помещиков. В музей они попали из интерьеров дома графов Орловых-Давыдовых, усадьбы в селе Симбилеи, особняка Варвары Бурмистровой (урожденной Рукавишниковой)…

А в последнем зале выстроились разнообразные венские стулья из коллекций нижегородского купечества, причем среди них есть знаменитый «венский стул № 14», впервые изготовленный без применения клея, с которого, собственно, вся «венская» история и началась.

— Если в романе «Двенадцать стульев» герои искали спрятанные в стульях бриллианты, то на этой выставке каждый стул — бриллиант, — уверяют организаторы.

Оксана ЗЕМСКАЯ.

Следите за нашими новостями в удобном формате