Искусство на две буквы

Искусство на две буквы

В проекте греко-римского художника приняли участие наши камни. Огромный зал на первом этаже Арсенала производит жутковатое впечатление. Там расположилась S.T. — инсталляция Янниса Кунеллиса.

Мрачная надежда на жизнь

Почти две сотни старых черных пальто лежат на полу, словно уснувшие вечным сном путники. На мысль о вечном сне наводят и камни, придавившие пальто наподобие надгробий. Посреди всего это апокалипсиса крестом — трамвайные рельсы, и по ним ездит… детская коляска, накрытая черным, с камнем внутри. Собственно автор инсталляции синьор Кунеллис, прибывший лично в Нижний Новгород, чтобы оборудовать все как полагается, утверждает, что коляска символизирует надежду на жизнь и возрождение, но все-таки выглядит эта надежда весьма и весьма мрачно, напоминая о коляске из фильма «Броненосец «Потемкин». Кстати о кино, пальто позаимствованы из хранилищ «Мосфильма». А вот рельсы и камни наши, нижегородские.

Крестный ход по рельсам

S.T. расшифровывается с итальянского как Senza Titolo («Без названия»). Таким образом, маэстро лишает зрителя каких бы то ни было подсказок.
Приходится созерцать и ловить ассоциации. Ржавые рельсы и пальто какого-то «казенного» образца наводят на мысль о Транссибе, по которому гнали вагоны в сталинские лагеря. Искусствоведы, съевшие собаку на трактовках загадочных произведений современности, говорят о мистической семантике буквосочетания ST и намекают на сокращение St. — «святой». Отринуть земное, внешнее — не об этом ли говорит брошенная одежда и нет ли тут переклички со светлым праздником Пасхи, который, кстати, светоч современного искусства встретил именно в Нижнем Новгороде и даже принял участие в крестном ходе? Кстати, и «рельсовый» крест также является специальной нижегородской фишкой…

Посмотреть выставку и поразмыслить о пересечении смыслов можно до 20 мая ежедневно, кроме понедельника, с 12.00 до 20.00.

Мария ФЕДОТОВА.

Справка «НН»

Яннис КУНЕЛЛИС родился в Греции 76 лет назад. С 1956 года постоянно живет в Риме. Профессор Дюссельдорфской художественной академии, основатель и лидер направления arte povera («бедное искусство»). Одним из первых стал использовать в своем творчестве простейшие объекты природного и бытового происхождения. Стал широко известен тем, что в 1969 году в римской галерее выставил инсталляцию из двенадцати живых лошадей. Произведения мастера находятся в крупнейших собраниях мира.

Следите за нашими новостями в удобном формате