Откуда ж у нас пиренейская грусть?..
— Евгений, вы уже несколько лет живете в Испании и, насколько я знаю, у вас всегда немало интересных проектов…
— Сейчас у меня есть в Каталонии хор, поем в основном каталонские песни, но немножко и Моцарта, и даже «Калинку», выступаем на фестивалях с другими хорами. Разумеется, это не академический хор, но люди стремятся этим заниматься. Конечно, хочется поработать
— А вообще часто бывают такие вот «обломы» в музыкальной жизни за рубежом?
— Нет, в моей жизни это произошло впервые. Там все расписано, в Испании — тем более. Здесь больше любят народную музыку, к классике интерес не такой большой… Но все равно это очень музыкальная страна. Я за дюжину лет ни секунды не пожалел, что оказался там. Там другие человеческие отношения. Люди относятся друг к другу совершенно
Читал как никто другой
— Сегодня концерт был посвящен памяти Израиля Гусмана, вы ведь знали его?
— Да, с Израилем Борисовичем я не раз встречался, даже играл у него в оркестре как контрабасист. Прошло уже много лет, но мне так запомнилось, как мы исполняли с ним Восьмую симфонию Шостаковича… Потом я, много раз переслушивая это произведение, ни у кого больше такого прочтения не слышал, включая Мравинского.
— Вы, может быть, уже тогда захотели стать дирижером?
— Мне еще в консерватории, когда я играл на контрабасе, говорили: «Брось ты этот контрабас, иди дирижировать!» Но тогда было не время, наверное. У каждого своя судьба… Я попросил Александра Скульского позволить мне продирижировать этой вовсе «не легкой» симфонией в летнем сезоне… И хорошо, что это удалось.
— С родиной
— Да, я в курсе всего здесь происходящего. Мне очень нравится играть здесь.
Фото автора.
Справка «НН»
Евгений КЛЕЙНЕР — музыкант, контрабасист, дирижер. Закончил Нижегородскую консерваторию им. Глинки. Играл в оркестре Дударовой, БСО и других коллективах. Живет в Испании.