«Азбуку» стоит подчистить

«Азбуку» стоит подчистить

В июне глава администрации Нижнего Новгорода поручил разработать брошюру «Азбука ЖКХ», в которой доступным языком жителям многоквартирных домов должны были объяснить методику начисления платежей. Подготовка брошюры вышла на финишную прямую, и теперь с рабочим экземпляром может познакомиться каждый желающий.


    Конкретизации не получилось
Правда, сам глава администрации города, разместив текст брошюры в «ЖЖ», считает, что над справочником нужно еще поработать (olegkondrashov.ru/blog/novaya-glava-dlya-kommunalnogo-bestsellera/). Мнение Олега Кондрашова разделяют и жители областного центра.
Антона Веретенникова из Нижегородского района смутило то, что первая часть брошюры по сути популяризированный пересказ Жилищного кодекса РФ и постановления правительства РФ, которым утверждаются «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам».
 Составители брошюры умалчивают важную вещь. В квитанциях за квартиру мы платим, во-первых, за содержание и ремонт жилья, а во-вторых, собственно за коммунальные услуги. Размер платы за содержание и ремонт жилья, уверяют авторы, должен быть принят на собрании собственников. Но Жилищный кодекс предусматривает: если собрания собственников многоквартирного дома не было, то размер платы определяет городская администрация. То есть администрация города в подавляющем большинстве случаев устанавливает стандартную плату за содержание и ремонт жилья. Мне кажется, составители не договаривают этого потому, что им попросту не выгодно, чтобы население об этом знало.
Второе его замечание касается графы «Содержание и ремонт жилья». Антон Веретенников убежден, что надо конкретно указывать, какова цена каждой из услуг.
 В рамках «содержание и ремонт жилья» мы оплачиваем также за услуги и работу по управлению многоквартирным домом. Подразумевается: деньги на фонд заработной платы работникам, оплата услуг канцелярии, оргтехники и т. д.  это услуга. Но что значит «работа по управлению многоквартирным домом»? Одно дело нанять работников call-центра, который будет принимать звонки разгневанных жителей, и другое  аудит состояния труб теплоцентрали глазами дуковских специалистов,  перечисляет нижегородец.
Но самая важная часть этой брошюры, по сравнению с которой вся первая половина  абстрактная болтовня,  вторая. Она объясняет, как рассчитывается плата. Увы, авторы лишь скопировали «Правила предоставления коммунальных услуг». В них использованы темные для понимания обычного жителя формулы с котангенсами и интегралами. Разобраться в них могут лишь специалисты ДУКа, которые непосредственно с ними работают.
В своей оценке житель Нижегородского района категоричен: брошюру собираются выпустить, чтобы «освоить бюджет» и поставить галочку в графе «пропаганда среди населения».
    В угоду монополистам
Азбука ЖКХ была бы очень полезна для населения, продолжает тему председатель комиссии по городскому хозяйству городской думы Нижнего Новгорода Николай Шумилков. Но важный нюанс  на все ли вопросы и как она дает ответ?
 Пока для простого гражданина ДУК отвечает за все,  говорит депутат.  А на самом деле домоуправляющая компания несет ответственность лишь за подъезд и за места общего пользования. Но вода, тепло, электричество, газ поставляются другими организациями. И когда человек получает квитанцию, оказывается, большую часть оплаты за ЖКХ  порядка 70 процентов  жильцы платят поставщикам ресурсов. В европейских государствах все с точностью до наоборот: монополисты получают меньшую часть, а на обслуживание жилья, благоустройство уходит больше всего денег.
Цены монопольно задирают. Последний пример  оценка общедомовых нужд на электроэнергию. Граждане и раньше оплачивали их в строке «Содержание и ремонт жилья». Но домоуправляющая компания брала с граждан небольшие суммы, перечисляя их энергетикам по договору. Теперь монополисты пролоббирровали постановление правительства РФ, в соответствии с которым поставщик может взимать деньги за общедомовые нужды. Прежние договоры с ДУКами теперь ликвидируют, чтобы деньги взимать напрямую с граждан. К прошлым своим доходам энергетики хотят прибавить 40 процентов дополнительной прибыли. И эта тенденция  получить навар пожирнее  прослеживается везде. То же самое с газовиками.
Региональная комиссия по тарифам  это ручной орган, который, как правило, соглашается с теми тарифами, которые приносят ему компании  поставщики ресурсов. Раньше тарифы утверждала дума Нижнего Новгорода, и в прежние времена депутаты цены городских монополистов  Теплоэнерго и Водоканала  все-таки держали. Но эту функцию у гордумы отняли. Пока добились лишь того, что с этого года в состав советов директоров ОАО «Теплоэнерго» и ОАО «Водоканал» для сдерживания тарифов введена половина депутатов городской думы, чему администрация Нижнего Новгорода жутко противилась, считая, что они лезут не в свои дела. А в результате на тепло у нас самые высокие тарифы в Приволжском федеральном округе.

Фото Натальи ПЬЕТРЫ.
Коллаж Елены СЛАВИНОЙ.

Кстати
 Надо действительно писать серьезное замечание Кондрашову, чтобы не пошли городские деньги на ветер,  пишет на одном из городских сайтов пользователь под ником «Mkv».  Тут нет главного: пошагового действия при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Не вывезен мусор, не убран снег, скачет электрическое напряжение, не работает лифт, слабый напор воды, вонючая и ржавая горячая вода, не мыты лестничные площадки, и т. д. и т. п. Пока за все эти невыполненные работы берут стопроцентную оплату, хотя по законодательству предусмотрен возврат средств за некачественную услугу. Вот что нужно для настоящего бестселлера по коммуналке: что и как писать, кому звонить, сколько, как и когда должны вернуть средства за плохое коммунальное обслуживание, а не переписанный Жилищный кодекс.

Следите за нашими новостями в удобном формате