Не так давно за кулисами Нижегородской филармонии несколько дней кипели нешуточные страсти… за шахматной доской. В короткие перерывы между репетициями музыканты коллективно сражались против заслуженного деятеля искусств России, композитора Владимира Дашкевича.
В музыку — прямиком с «Вулкана»
— Владимир Сергеевич, шахматами давно увлекаетесь?
— С детства. Они развивают мышление, тренируют память.
— Известно, музыка не сразу стала вашей профессией: вы, как и автор «Князя Игоря», химик.
— Да, так сложилось, что сначала получил образование в техническом вузе и даже отработал шесть лет на заводе «Вулкан» в Москве. А потом увлекся музыкой и сочинительством. Произошло все чисто случайно. Соседка по коммунальной квартире попросила временно поставить у нас в комнате свое пианино. Я воспользовался неожиданным приобретением и начал подбирать мелодии.
— Второе, музыкальное образование получили в Гнесинском училище у Арама Ильича Хачатуряна и были его лучшим учеником.
— Он не только мой педагог, он мой спаситель. Меня ведь отчисляли из училища за увлечение авангардизмом, с формулировкой «за неуспеваемость». В те дни Арам Ильич был на гастролях. Когда вернулся в Москву и узнал о происшествии, он пришел в ярость и написал заявление о своем собственном увольнении. По личной просьбе Елены Фабиановны Гнесиной приказ о моем отчислении тут же был аннулирован, но я храню его до сих пор рядом с «отличным» дипломом.
Конструкции из нот
— Сами сочиняете за роялем?
— Нет, за рабочим столом. Я музыку конструирую.
— В латыни «конструктор» и «композитор», как известно, имеют одинаковое значение — «составление, связывание». Вот этим и занимаюсь — составлением, конструированием партитуры. Музыка звучит в голове: мне остается только перенести «услышанное» на нотный лист.
— Вашу музыкальную заставку к фильму Игоря Масленникова о Шерлоке Холмсе высоко оценила сама английская королева. Вы эту тему тоже «сконструировали»?
— Нет, она родилась сразу. Масленников для попадания в образ посоветовал познакомиться с заставкой новостей культуры
Би-би-си , которые передавались по пятницам. А уже в субботу Игорь Федорович поинтересовался, прослушал ли я мелодию и как там насчет творческого процесса. Как это бывает, о разговоре забыл… И только через долгое время, уловив в голосе режиссера явно металлические нотки, я поднес телефонную трубку к роялю и покакому-то наитию начал наигрывать мелодию, которая рождалась буквально под пальцами. В ответ услышал: «Володя, возьмите карандаш и немедленно запишите это».
Гении приходят из подземки
— Для вас существует понятие «талантливый» и «гениальный»?
— Я спокойно отношусь ко всем этим терминам. Для меня гениальность в музыке несомненна, когда музыка звучит в подземных переходах. Моцарта тоже исполняли на улице, и, согласно легенде, даже преуспевающий Сальери ему завидовал.
— Кстати, чем закончилась ваша шахматная баталия с нижегородскими музыкантами?
— Небольшим преимуществом в мою пользу, со счетом 1:0.
Владимир ШЛЫКОВ.
Справка «НН»
Владимир ДАШКЕВИЧ — композитор и теоретик музыки, лауреат Государственной премии СССР. Родился 20 января 1934 года в Москве. Автор музыки ко многим кинофильмам, к передаче «В гостях у сказки». Среди самых известных его работ — музыка к фильмам «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Плюмбум, или Опасная игра», «Зимняя вишня», «Собачье сердце», «Афганский излом», «Азазель», «Тимур и его коммандос». Автор крупных симфонических произведений, музыки к спектаклям на стихи современных поэтов и классиков.