М.Горького урезали в авторских правах

М.Горького урезали в авторских правах Сначала я подумал, что ослышался.
На телеканале "Культура" в паузах между передачами дают афишу: где и что идет в столичных театрах и театрах крупных российских городов.
И вдруг: "Омский драматический театр. Алексей Пешков "Дачники". Что за чертовщина?
Я не поленился, несколько раз набирал омские телефоны. В кабинетах директора и главного режиссера молчание. Зато главный администратор театра любезно пояснила: "Да, у нас на афише Алексей Пешков, а не Максим Горький. Спектакль года два тому назад поставил наш главный режиссер Евгений Марчели". Изумлению моему не было предела. Каждый, хоть сколько-нибудь образованный человек, знает, что все свои книги, изданные в России и за рубежом, М.Горький подписывал всегда одинаково и одним именем - М.Горький. Когда кто-то расшифровывал и писал - Максим Горький, он сердился и настаивал на том, что у его произведений есть автор, который подписывается только так - М.Горький. Алексей Максимович много сделал в русской литературе, приобрел мировую известность с этим именем, и согласитесь, что нам, потомкам, остается только уважать мнение и права писателя М.Горького. Все остальное не знаю - то ли от нашей тотальной полуобразованщины, то ли от эпатажного хулиганства, то ли черт знает от чего. Хотя, если честно, участие Черта в этом деле мне представляется несомненным. "Дачники" вообще-то пьеса мирового репертуара. Ее много ставили и ставят в Германии, в Скандинавии, восточноевропейских странах. И во всем мире знают и уверены, что эту пьесу написал не кто-нибудь, а М.Горький. И вдруг нынешних деятелей театра в Омске осенило - Алексей Пешков! Этому фантастическому предположению не хватает только одного - последовательности. Так, если Омскому академическому театру драмы придется иметь дело со стихами Анны Ахматовой, в афише и программках надо всенепременно писать - Анна Горенко. Если в Омске захотят инсценировать почитаемый ныне роман Федора Сологуба "Мелкий бес", автора указывать надо правильно - Михаил Тетерников. И это не предел. Все мы любим и почитаем Александра Володина, в Омске такого автора не должно быть никогда - только Александр Лившиц. И, боже упаси, никакой не Михаил Рощин, а исключительно Михаил Гибельман. В последний приезд на гастроли в Горький омского театра, когда мы навсегда полюбили замечательных омских актеров - Б.Каширина, Т.Ожигову, Е.Псареву, Н.Чонишвили, оказывается, мы также жестоко ошибались. Совершенно ошибочно в афише было указано, что Артур Хайкин поставил пьесу Михаила Шатрова, это был Михаил Маршак.
В обстановке всеобщей демократии нынешним деятелям омского театра пора сказать нам всем правду и только правду, ничего кроме правды.
Факты самовольной смены имени автора пьесы, как объяснил мне знакомый юрист, есть нарушение прав человека. И родственникам Алексея Максимовича, Союзу писателей, который организовал М.Горький, следовало бы просто обратиться в суд. Конечно, у театра есть алиби: в конце концов Алексей Пешков имеет отношение к М.Горькому. Но один остроумный человек - Станислав Ежи Ленц однажды заметил: "Иногда само алиби и есть преступление".

Следите за нашими новостями в удобном формате