Виктор ШРАЙМАН:«Выращивать и полоть, как садовник»

Виктор ШРАЙМАН:«Выращивать и полоть, как садовник»

На стене кабинета нового главного режиссера Нижегородского ТЮЗа— автографы Марселя Марсо, Эльдара Рязанова, эскиз Феллини, подаренный Тонино Гуэррой, диплом «Золотой маски»… В актерско-режиссерском мире Виктор Шрайман — человек известный и заслуженный. И от него потребовалась немалая решимость, чтобы изменить жизнь и приехать в Нижний Новгород.

Никогда не говорить «никогда»

— Виктор Львович, как вы отважились возглавить театр, в котором не так давно происходили конфликты?

— Во-первых, я бесконечно доверяю директору ТЮЗа Александру Гарьянову, которого знаю не один десяток лет. Во-вторых, два месяца работы здесь над «Ужином дураков» были для меня абсолютной эйфорией. Мне очень понравились артисты — своей серьезностью, одаренностью, заточенностью на работу… Двадцать два года я был главным режиссером разных коллективов, но в последние годы отказывался от этого поста. Так что для меня это резкая перемена судьбы.

— Сегодня Нижегородский ТЮЗ — единственный крупный театр города, где есть главный режиссер. Как вы видите свою роль?

— Нужно выращивать театр, закладывать перспективу его жизни. Я уже принял на работу молодых артистов — выпускников театрального училища. Важная часть политики — отслеживать все процессы в театре, как садовник: поливать, выращивать, выкорчевывать сорняки — назревающие проблемы. Я создал совет при главном режиссере, потому что нуждаюсь в обратной связи с труппой.

— В последнее время труппа ТЮЗа была расколота надвое. Теперь это разделение исчезнет?

— Надеюсь на это, потому что здесь я встретил разумных людей. Конфликт возник в связи с определенными обстоятельствами. Обстоятельства изменились — думаю, все срастется. Я очень рассчитываю на мудрость моих коллег.

От юного до великого

— Насколько вы учитываете то, что театр-тодетско-юношеский?

— Я обязан учитывать это. Это отдельная проблема — что такое ТЮЗы сегодня. Не всегда легко видеть на сцене российских театров немолодых женщин и мужчин, изображающих детей. У меня есть своя позиция на этот счет, но правила игры я буду соблюдать. В городе сохранится театр ЮНОГО зрителя.

— Когда мы увидим вашу первую постановку на новом посту?

— В первых числах марта. Это будет пьеса «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта. Тут есть свой расчет. В пьесе много персонажей, что позволит занять в спектакле почти всю труппу, познакомиться с ней профессионально. На днях я общался с театральной молодежью, предложил идею самостоятельно выбрать пьесу для постановки. А в конце сезона хочу поставить спектакль, в котором будут заняты артисты старшего возраста. Я вспомнил об одной замечательной пьесе, которая была легендой современного нам МХАТа…

— Кто помимо вас будет ставить спектакли в сезоне?

— Еще до моего прихода в театр на постановку новогоднего спектакля был приглашен худрук Музыкального театра г. Майкопа Юнус Сулейманов. Откроет сезон спектакль Елены Фирстовой по мотивам рассказа Мамина-Сибиряка «Про собак». Ее же я попросил поставить «Спящую красавицу» Чарльза Уэя, которая когда-то была в репертуаре. Есть в планах сезона и постановки других приглашенных режиссеров.

— Удалось ли вам немного освоиться в Нижнем?

— Я был в этом городе не раз. Мне он нравится, врастаю в него постепенно. Но иногда, конечно, возникает такое странное чувство: «Где я?» Хотя мне легче приживаться, чем моей жене, ведь я много ездил по России и разным странам…

Беседовала Ольга ГОРНОВА.
Фото Натальи ПЬЕТРЫ

Следите за нашими новостями в удобном формате