Десять лет активной жизни для провинциального поэтического издания — это если и не подвиг, то что-то героическое. Десять лет нижегородский альманах «Арина» открывал новые имена, напоминал о старых, но главное — сохранял верность избранному пути. Об этом «НН» побеседовали с главным редактором альманаха поэтом Борисом Селезневым.
Нежданная помощь
— На моей памяти в Нижнем затевалось много литературных журнальчиков, но они быстро исчезали. А у «Арины» ведь концепция какая?
— В течение этих десяти лет «Арина» выходила нечасто, но регулярно.
— Да, сначала нам удавалось делать по
одному-два выпуска в год. Потом пару лет подряд — по четыре, и коллеги даже говорили мне: «Ну ты как блины печешь!» Теперь решили не «частить», хотя и материала, и сил хватает. На днях вышел в свет19-й номер.
— У вас публиковались десятки авторов, среди них как известные в России поэты, так и дебютанты…
— Охват авторов у нас большой — вся Россия и бывший СССР. Приоритет, конечно, отдан нижегородцам. Ведь наша область как целое среднее европейское государство. В каждом районе есть литературные студии, таланты, которых некому открыть. Мы публиковали первыми многих начинающих поэтов, которые потом уже печатались в столичных «толстых» журналах. Отдельный раздел у нас всегда посвящен поэтическим «звездам» — были замечательные подборки стихов Станислава Куняева, Олега Шестинского, Владимира Половинкина, Геннадия Красникова, Нины Карташовой, Дианы Кан, Николая Зиновьева, Юрия Кузнецова… Постоянная наша рубрика «Незабытые имена» посвящена тем, кого уже нет.
Что такое хорошо, решаем сами
— Насколько строго вы отсеиваете стихи, которые не подходят по содержанию?
— Мы независимое издание и публикуем то, что считаем нужным. Отклонений от концепции не позволяем. Это контролируется лично мной и редсоветом, куда вошли нижегородские писатели и авторы из других регионов. Перелопачивать приходится много, чтобы жемчужины отобрать. Ведь профессиональным взглядом уровень автора видишь после прочтения
двух-трех стихов. Но, если искра Божья в человеке есть, мы стараемся напечатать хоть маленькую подборку, чтобы эта искра не погасла.
— Тем не менее альманах не обвинишь в догматичности — у вас публикуются разные стихи и мнения.
— Вы знаете, есть те, кто недоволен этим, говорит: «Ну какие же это православные стихи?» Но мы не церковное издание, а светское. И если стихи талантливые, не антихристианские, в них нет откровенной, грубо говоря, порнографии, мы их публикуем.
— Знают ли «Арину» в других регионах?
— Удивительно — мы почти не рассылаем альманах в другие города, а отклики приходят. Из разных уголков России,
из-за рубежа тоже.Как-то написал немец из Берлина, знаток русской литературы: «Душевные стихи, интересная проза, это такое духовное начало, которое людям необходимо сегодня как никогда, ведь многие потеряли ориентацию в современном мире, им тяжело разобраться, что хорошо и что плохо».
— Где нижегородцы могут отыскать альманах?
— Мы всегда дарим новые выпуски библиотекам области. До районных, к сожалению, не до всех руки доходят, но в библиотеках Нижнего Новгорода «Арина» точно есть.
Беседовала Ольга ГОРНОВА.
Фото Натальи ПЬЕТРЫ.