В первый класс — как в иняз

В первый класс — как в иняз

Двадцать процентов учеников некоторых канавинских школ  дети мигрантов, граждане других государств, имеющие постоянную или временную регистрацию и даже порой не знающие русского языка. В последнее время количество таких учащихся увеличивается.


    Ни великого, ни могучего
На днях в кабинете Елены Поташник, директора 52-й школы, сидели родители детей-вьетнамцев 12, 13 и 14 лет. Они симпатичные ребята, но по-русски с трудом могут сказать «здравствуйте», и сажать их нужно в первый класс, вместе с малышами. Не принять детей Елена Семеновна не может по закону, да и жалко  учиться хотят. По идее им нужны ускоренные курсы русского языка, но 1 сентября начнутся занятия, и они придут в класс, где все учатся вместе  таджики, грузины, русские. Педагогам вновь придется буквально на пальцах объяснять то, что другие дети ловят на лету.
Остается загадкой, как здесь к окончанию школы выводят таких ребят на нормальный уровень образования и они умудряются не только получить аттестат, но и сдать ЕГЭ вместе со всеми.
В школе  96 областного центра в этом году в первые классы вновь записалось немало учеников, вообще не говорящих по-русски. В среднем  пять процентов будущих первоклассников. А всего здесь учится 80 детей иностранных граждан, что составляет 20 процентов всего контингента учащихся. Как же справляются с такими особыми учениками в школе?
 Наши учителя вынуждены заниматься с ними индивидуально,  рассказывает Лариса Корнева, директор школы.  Но никаких программ для них нет. Дети-иностранцы учатся по общим стандартам. Как ни странно, больше половины таких детей  успешные ученики, ухоженные, домашние. Но есть семьи, где вообще не говорят по-русски, и даже на родительские собрания мамы и папы приходят с переводчиками. В этих случаях, конечно, работать сложнее. Затрудняет языковое многообразие.
    Лишь бы освоили
Раньше больше всего было детей из Азербайджана, сейчас  из Средней Азии  таджики, узбеки, дети тех, кто приехал сюда в поисках работы. Но если ребенок не имеет регистрации, мы не имеем права принять его в школу, и тогда подключаются миграционные службы. Один год мы попробовали открыть класс для детей, у которых есть трудности в освоении русского языка. Но толку было немного. Толерантность, дружба  это то, что мы стараемся развивать во всех наших учениках. Дети помогают друг другу, и за всю историю школы ни один не вышел из этих стен «со справкой». Мы готовы открыть платные курсы, которые вошли бы в систему дополнительного образования в школе, но на это нужно разрешение свыше.
В 52-й школе находится экспериментальная городская площадка, и усилия педагогов направлены на развитие и сохранение национальных культур, преодоление межнациональных барьеров между людьми. Внеклассную работу, дополнительное образование в данном случае учителя ведут бесплатно, о чем нам рассказала начальник отдела управления образования Елена Кобец.
Трудные вопросы становления, воспитания и образования таких ребят все еще в стадии разработки. Но так или иначе учебный год начинается для всех детей, находящихся в России, даже если они по-русски, как говорится, ни бельмеса.

Фото kyrgyz.peacecorps.gov.

Кстати
В школах Канавинского района Нижнего Новгорода обучаются дети 24 национальностей.

Комментарий
Любовь ШМОНИНА, начальник управления дошкольного, общего и дополнительного образования министерства
образования Нижегородской области:
 Действительно, дети граждан иностранных государств, проживающие у нас, имеют трудности в учебе. Особенно это заметно в Канавинском районе областного центра, в силу специфики и истории расположения (близ вокзала) здесь их больше всего. Безусловно, есть проблемы со сдачей единого госэкзамена. Индивидуальный подход, индивидуальная работа и, подчеркиваю, желание родителей помочь детям  пока главное решение вопроса.

Следите за нашими новостями в удобном формате