Со смыслом заигрывался до крайности

Со смыслом заигрывался до крайности

Его называли гением постмодернизма и универсальным художником современности. Наверное, он и был таким. Во всяком случае, составить собственное представление о работах мастера можно, увидев в эти дни в «Арсенале» часть творческого наследия Зигмара Польке (скончавшегося в позапрошлом году)  серию гуашей «Музыка неизвестного происхождения», созданную в 1996-м и являющуюся своеобразным творческим отчетом художника.


    «Постелите под ковер газету»
Эта серия дает исчерпывающее представление об индивидуальном стиле художника: смешение техник и цитат  к каждому листу Польке обязательно подбирал фразу, причем часто подслушанную мастером в народе, игра со штампами и смыслами, страсть к ранней немецкой гравюре
О смешении техник надо сказать особо: мастер виртуозно сочетал, к примеру, классический офорт с ультрасовременными приемами  мог «вписывать» в работу растровые точки газетной репродукции или привычные элементы предметного мира. Результат, как правило, получался довольно неожиданный  как в работе с названием «Пересоленную еду можно снова сделать съедобной, если постелить под ковер газету». И пока посетитель выставки соображает, почему такая цитата дана гуаши, на которой, собственно, ничего нет про еду, вы понимаете, что автор просто-напросто играет со смыслами, изящно и красиво доводя до крайности абсурдность бытия.
    Тайны алхимика
Еще один «манок» художника  его эксперименты с различными материалами и красками. В них он подмешивает, кроме прочего, нитрат серебра, бирюзу, пчелиный воск и даже метанол, мышьяк и метеоритную пыль! На выставке, кстати, представлены все химические соединения, с помощью которых художник создавал свою действительность (за что его называли «алхимиком живописи»).
В Венеции в 1986 году на проходившем там вернисаже он поразил всех композицией, краски на которой менялись в зависимости от освещения, времени суток и даже количества зрителей в павильоне! Повторить такое до сих пор никому не удалось. Но за всеми смыслами, всей этой тайной и действительно завораживающей реальностью нет-нет, да и проглянет не то чтобы зловещее, но все-таки странноватое начало.

Фото автора.

Справка «НН»
Зигмар ПОЛЬКЕ (1941  2010)  мастер европейского постмодернизма. В 60-е годы стал одним из создателей «капиталистического реализма». В 70  80-е с помощью растворов, лаков и химических веществ создает «магические» картины, способные менять цвет. Работы художника находятся в крупнейших музеях мира.

Следите за нашими новостями в удобном формате