Камерный концерт электронной музыки «Occasion: Sea», представленный Ольгой Шайдуллиной и Станиславом Вдовиным — импровизационным дуэтом, работающим в жанре электроакустики, стал одной из сенсаций начавшегося сезона в «Арсенале».
Открывая миры и инструменты
Музыка была завораживающей. Звучали северокитайский хулус, гонконгский гучжэн, пермская окарина и даже ручной барабан с Мальдивских островов.Спонтанная, живая запись тут же обрабатывалась и микшировалась Станиславом Вдовиным с помощью компьютерной программы, а в сочетании с видеорядом становилась настоящим действом со своей драматургией и вполне отчетливо выраженной авторской позицией.
После концерта мы побеседовали с композитором Ольгой Шайдуллиной, кстати долгое время жившей в Нижнем Новгороде.
— Ольга, ваш со Стасом проект явно понравился нижегородской публике. Как родилась его идея?
— Когда я жила в Нижнем Новгороде, мы часто встречались, музицировали. Сейчас, конечно, уже пореже. То, что услышала сегодня публика, нигде не записано, это импровизация, сыгранная здесь и сейчас. Конечно, мы со Стасом сговаривались, потому что здесь использованы этнические инструменты. Отталкивались мы от строения хулуса — северокитайского народного инструмента, он имеет особый строй и задавал все звучание. А вот весь видеоряд придумал Стас.
Очарованная Востоком
-То, что сегодня было сыграно, уже не повторится… Вам этого не жаль?
— Мы хотели записать сегодня то, что у нас получилось, но, к сожалению, Стас забыл нажать кнопку… Такого материала больше нет. А насчет сожаления… Как композитору мне, конечно, хотелось бы, чтобы все сохранилось. Но я нисколько не переживаю, ведь музыка по большому счету это всегда сиюминутное искусство, которое разворачивается во времени. То, что вы сейчас слышали, это рефлексия по поводу моих поездок на Восток.
-То есть вас вдохновил Восток?
— Началось все с того, что я
как-то буквально на пару дней съездила в Гонконг. Меня это так зацепило, что в этом году я поехала в Китай уже на неделю и у старого слепого китайца купила хулус. На границе у меня пытались его было отнять, но я понимала, что авиакомпания может его разбить и домой я привезу уже щепки. А инструмент этот старый, и струны к нему еще надо найти.
От Манского до «Короля и шута»
— Кроме работы на Востоке, вы теперь еще немало трудитесь в Москве. Где можно услышать вашу музыку?
— Я
по-прежнему преподаю во ВГИКе. У меня курс артистов, с которыми я занимаюсь ансамблевым пением. Что касается моих киноработ, то как раз сейчас закончена большая работа с Виталием Манским — известным кинодокументалистом. Довольно тяжелая для меня была работа, ведь я впервые писала музыку к «полному метру» — причем сразу с таким мастером.Но сейчас меня занимает больше моя новая работа — с группой «Король и шут». Они написали
рок-оперу и пригласили меня им помочь. Это будет серьезная, мощная вещь — уже готовы даже декорации. И все время сейчас я занимаюсь этой музыкой. Просыпаюсь — она уже звучит во мне…
Оксана ЗЕМСКАЯ.
Фото автора.
Кстати
Скоро Ольга Шайдуллина покажет в Нижнем еще одну свою премьеру — в рамках проекта
«Scratch-кантаты» , который пройдет в Арсенале 7 сентября.
Восемь композиторов из разных стран написали по небольшой пьесе для необычного ансамбля исполнителей. На премьеру приглашен известный видеохудожник из Берлина, один из создателей группы Rechenzentrum Лилливан Побджой. «Волнуюсь очень», — призналась «НН» Ольга Шайдуллина.