«Эволюция Борна». США, 2012. Режиссер Тони Гилрой. В ролях: Джереми Реннер, Рейчел Вайc, Эдвард Нортон, Альберт Финни, Джоан Аллен.
Слишком много букв…
Отпочковавшись от серии фильмов про агента Борна («Ультиматум», «Идентификация» и «Превосходство»), эта история обзавелась новым режиссером и актерским составом. Сюжет идет параллельно знаменитой трилогии, Борн на экране отсутствует. Зато звучат слова, напоминающие заголовки фильмов о нем, — «когнитивная деградация» и «сенсорная абстиненция».
Около часа экранного времени зрителю пудрят мозги сложными словами и намеками на сверхсекретные проекты американского разведывательного управления. Полушепотом произносятся загадочные названия «Тредстоун», «Ауткам» и «Блэкбрайар» — вероятно, памятные тем, кто глубоко погружен в мифологию Борна. Так американское кино дает зрителям почувствовать себя то ли полными идиотами, то ли, наоборот, особо одаренными и допущенными к государственным тайнам.
Поскольку без бутылки минералки трудно разобраться в хитрых замыслах американской разведки, первая половина фильма кажется форменным надувательством. Ничто не предвещает, что на середине странствия «Борн» заставит зрителя подергиваться в кресле от испуга и неожиданности.
Никого не жалко, никого…
Именно тогда зазвучат ключевые слова для всех замков с секретами, и в распахнувшиеся двери хлынет уйма событий. Бойня в секретной лаборатории, устроенная взбесившимся доктором. Покушение на рядовую лаборантку, замаскированное под суицид. Испытания неведомых препаратов на живых агентах.
Устранение всех причастных к эксперименту. Курс молодого бойца для несчастной девушки: как скрываться от полиции, залечь на дно и перелететь на другой конец света, когда весь мир идет на тебя войной. Путешествие на Филиппины, обернувшееся чуть ли не революцией. Догонялки с
В боевиковом калейдоскопе событий почти незаметно мелькают мысли о
Но сюжетное лихачество в целом выглядит механистично: мир, созданный на экране, искусственный, условный, невсамделишный, и герои как функции. Сказали им: спрятать эмоции — они спрятали. Примерно так же холодно относится и зритель к героям: в них стреляют, а нам не жалко.