В становлении водителя наблюдаются три стадии, считают преподаватели в старой автошколе. Первая — когда он понимает, что плохо водит, и потому соблюдает осторожность. Вторая — когда ему кажется, что уже ас, и он лихачит. И третья — когда он ас и потому соблюдает осторожность…
Натаскивают на экзамены
Автошкол в Нижегородской области уже 223. Естественно, возникает конкуренция. Потому и цены упали на обучение: если несколько лет назад стоимость курса доходила аж до 40 тысяч рублей, то теперь будущему автомобилисту наука вождения обойдется чуть ли не вдвое дешевле. И все бы хорошо, только вот беда — качество подготовки будущих водителей заметно упало.
— Теоретическая часть экзамена на право вождения, как и прежде, состоит из двадцати вопросов, — рассказывает заместитель начальника
Но ведь сдают — со второго, с третьего раза, а потом очень скоро многие из них создают на дороге аварийные ситуации или попадают в ДТП. Почему?
— К сожалению, автошколы готовят своих курсантов не для вождения, а для сдачи экзаменов, — признает заместитель начальника отделения безопасности дорожного движения УГИБДД подполковник полиции Дмитрий Мацкевич. — Натаскивают на определенные вопросы, в практике — на определенные маршруты.
Ни для кого не секрет, что гаишники принимают практическую часть вождения в областном центре на дорогах микрорайона Мещерское озеро, на Стрелке и прилегающих к зданию областного управления ГИБДД улицах. Когда новоиспеченный водитель, получивший права, попадает в непривычную для себя ситуацию, он теряется. И становится опасным.
Водителями не рождаются
Программа обучения курсанта автошколы вождению включает в себя 106 часов теории и 50 часов практики. Руководство школы может изменить эти цифры только в сторону увеличения. Но, как заверяют методисты школ, «на это вряд ли кто пойдет». Количество успешно сданных экзаменов в ГИБДД, конечно, работает на имидж автошколы.
Два года назад время «вождения» составляло 32 часа, но, видимо, статистика ДТП внесла коррективы в эту цифру. Но достаточно ли и нынешних 50 часов практики?
— Конечно, водителями не рождаются, — говорит директор одной из нижегородских школ
Подполковник Жуков, рассказывая об экзаменах на права, упомянул про феминизацию шоферского корпуса. Но опроверг уже затертое мнение, что женщины за рулем более щепетильны.
— Осторожно водить еще не значит хорошо водить, — заметил Иван Владимирович.
В чьих руках баранки?
Обеспокоенные неуклонным ростом
В 15 автошколах выявлено 14 фактов нарушений требований федерального закона «О безопасности дорожного движения», а также 10 фактов нарушений правил учебной езды. По иску прокуратуры решением Борского городского суда приостановлена лицензия НОУ «Автошкола Борского района» на ведение образовательной деятельности по подготовке водителей сроком на 30 дней.
Кроме того, решениями судов были оштрафованы 5 автошкол, в том числе «Автолист», «Автошкола Александра Невского», «Регион 52», ФГУ «Павловский
Проверки еще только начались, и теперь все школы будут находиться под контролем. Более того, Госавтоинспекция теперь проводит постоянные профилактические операции «Учебный автомобиль» и «Инструктор».
С начала года в ходе таких операций было выявлено 1,234 тысячи административных правонарушений, из них 171 нарушение правил учебной езды. Руководителям образовательных учреждений выдано 28 предписаний, направлено 64 информационных письма.
Основания для таких суровых санкций достаточно серьезны. По итогам первого полугодия нынешнего года количество ДТП по вине автомобилистов, имеющих стаж вождения менее трех лет, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 19 процентов. Похоже, вторая стадия становления водителей, о которой говорили бывалые инструкторы, действительно, самая опасная.
Татьяна ЧИНЯКОВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Справка «НН»
За 6 месяцев 2012 года на дорогах области по вине неопытных водителей произошло 237 ДТП, в которых были ранены 363 человека. За аналогичный период прошлого года таких ДТП произошло 192, и в них были ранены 319 человек.
Тем временем
Как нам сообщила Борская горпрокуратура, на днях Борский городской суд признал негосударственное образовательное учреждение ДПО «Борский СТК ДОСААФ России» виновным в совершении административного правонарушения за грубые нарушения законодательства о лицензировании образовательной деятельности. Таким образом, деятельность еще одной автошколы приостановлена на 30 дней.
А как у них?
В США автошколы и автоинструкторы подлежат обязательному лицензированию. Экзамен по теории, так же как и у нас, сдается в компьютерных классах.
Минимальное количество необходимых занятий по вождению в автошколах в разных штатах колеблется от 30 до 50 часов. В некоторых штатах автоинструктор должен провести с курсантом не менее 10 часов вождения в сложных дорожных условиях. Стоимость полного курса обучения в автошколе составляет 350 — 450 долларов. Существует возможность самостоятельно подготовиться и сдать экстерном экзамен по теории. Но заниматься вождением с профессиональным автоинструктором обязательно. Экзамен принимают департаменты транспортных средств, которые входят в правительственную структуру штатов.В Германии лицензирование необходимо тем автошколам и автоинструкторам, которым следует пройти проверку на знание ПДД, навыков вождения и преподавания. Сдача теоретического экзамена проводится в компьютерных классах. По практическому вождению необходимо взять как минимум 25 часов, включая практическую езду по городу, на автобане и вождение в вечернее время. Стоимость полного курса обучения составляет 700 — 1400 долларов. Для сдачи экзаменов необходимо пройти весь курс обучения и получить допуск автошколы. Возможности сдать экзамен экстерном в Германии нет. Экзамены принимает союз работников из технического надзора.