В Кремлевском концертном зале состоялось открытие очередного филармонического сезона и одновременно — одна из главных премьер нового сезона, а именно концертное исполнение вердиевского «Риголетто».
Оркестр выучил нетипичное для симфонического коллектива произведение, а из столицы прибыли великолепные молодые вокалисты. Также на сцену вышла мужская капелла «Благовест». Дирижировал маэстро Скульский.
Держи хит, не то улетит
Огромный плюс концертного исполнения — свобода от режиссерского произвола. К сожалению, существует слишком много постановок, мешающих восприятию гениальной музыки — откровенно слабых или же неуместно «новаторских». Директор филармонии Ольга Томина вспомнила про радиоспектакли, державшие слушателей в невероятном напряжении. «Концертное исполнение несет именно то, что заложил композитор, а воображение зрителя рисует роскошные картины, которые не в силах представить себе ни один режиссер. А певец, не обремененный мизансценами, полнее и качественнее отдается музыке», — пояснил корреспонденту «НН» перед спектаклем солист Центра оперного пения Юрий Зальцман.
Говорят, полтора века назад Верди, репетируя с актерами премьеру «Риголетто», буквально напичканного изумительными мелодиями, дал разучивать номер La donna е mobile (знаменитую песню Герцога «Сердце красавицы») лишь за несколько часов до первого показа — чтобы суперхит не услышали раньше времени. Впрочем, «Риголетто» привлекает публику также сугубой мелодраматичностью: это душещипательная история королевского шута, который активно принимал участие в забавах господина и, проклятый очередным вельможей, сам страшно пострадал дважды. Ведь его милая Джильда, как и следовало ожидать, умерла вместо любимого, так что даже месть не удалась. Если три часа сценического времени растянуть на порядок, мог бы получиться отличный сериал с родственными связями, любовью, местью и самопожертвованием во имя чувства.
Короли — во всеоружии
По справедливому мнению столичных гостей, в концертном исполнении бездарности на сцене оказываются в положении голых королей, ибо спрятаться не за чем. Ситуация осложнялась тем, что, согласно мировым стандартам, пели на итальянском, так что необходимо было знать либо язык, либо содержание. Но эти короли были во всеоружии голоса: тут дала себя знать пресловутая «правда интонации», так что слушатели видели, понимали и верили без костюмов, грима и —
Мария ФЕДОТОВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.