Кроме «бабок», в глазах ничего

Кроме «бабок», в глазах ничего

«Ожившая на сцене классика»  это когда молодые парочки в антракте, посмеиваясь, сравнивают себя с героями пьесы и припоминают схожие житейские коллизии. Так было на премьерном спектакле театра «Комедiя» «Бешеные деньги» в постановке Надежды Ковалевой.


    Рояль без кустов
«А комедию сыграть бы надо!»  оттолкнувшись от этих слов героя-бездельника, история начинает крутиться-вертеться, подобно колесикам белых тележек на сцене, которые задают зрелищу темп и вызывают немало ассоциаций (с белками в колесе, с шестеренками в часах, с «заезженностью» Островского). Белые колеса, белые колонны, белый рояль на фоне зеленого сукна  таков стильный облик спектакля (художник  Борис Шлямин). Зелень отсылает и к азартной игре, и к хрустящим банкнотам. А на рояле и впрямь будут играть  причем не всегда в прямом, музыкальном смысле слова.
Рояль  атрибут дворянского образа жизни, от которого страшно далека новая генерация  деловые люди, для коих игры нет  только работа. Потому Савва Васильков (Дмитрий Ерин) изначально уступает окружению красавицы Чебоксаровой (Юлия Палагина) в живости, изяществе и остроумии. Игра, игривость  ключевые слова для постановки. Оригинально и тонко исполнены моменты флирта молодой героини с ее несостоявшимися спонсорами. Причем «скользкие» сцены не обрушиваются в пошлость, скорее создают образ соблазнительности беззаботной жизни, от которой постепенно остаются рожки да ножки
Актерам не приходится пускаться в сомнительные шалости с оригиналом, чтобы звучать «как сейчас», а зрителям обеспечено приятное удивление от встречи с ничуть не занудной классикой.
    Кто кого переиграл
При всей остроте и актуальности «Бешеных денег», реалии сегодняшнего дня все-таки иные: привыкшие к богатству в силу своего происхождения  это нынче такая же редкость, как и добропорядочные деловые люди. Однако многое у Островского, что было туго понимаемо в советские годы, за последние двадцать лет стало реальностью: все эти векселя, сделки и собственно деньги. Но фокус пьесы в том, что деньги  герои виртуальные. Все крутится вокруг них, все о них мечтают, но их нет ни у кого, за исключением одного персонажа, да и у того капитал незримый.
Для артистов этот спектакль  раздолье. Для поклонников «Комедiи»  праздник: популярнейшие артисты театра предстают во всей красе, играют с удовольствием и вдохновением. А вот смысловые акценты звучат не слишком отчетливо. Вопрос о том, кому зритель должен больше сочувствовать, по сути, отдан на откуп актерскому обаянию. Кто кого переиграет? Кто соберет больше зрительских голосов в свою пользу? Бессовестная прелестница Чебоксарова? Предельно циничный, но умный Глумов (Михаил Булатов)? Беззлобный стареющий пошляк Кучумов (Валерий Кондратьев)? Куражистый и неунывающий Телятев (Сергей Бородинов)? Или же Савва Васильков, проделывающий путь от провинциального простачка до победителя?
По ощущениям, зал склоняется к идее справедливого возмездия попрыгунье-стрекозе с ее легкомысленным окружением, одобрительно аплодируя торжеству Василькова. А ведь у Островского положительных героев нет: на смену вырождающемуся дворянству приходит сила туповатая и примитивная. И проблема не в том, кто честнее добывает деньги, а в том, что, кроме них, для героев не существует ничего больше
Фото Дины БАРТ.

Следите за нашими новостями в удобном формате