Отпускной сезон для многих остался в прошлом. Коллеги вышли на работу отдохнувшие, загорелые, полные впечатлений… и мало кто не помянул, порой не самым добрым словом, нюансы путешествия в поезде. Создается такое ощущение, что склонять железную дорогу становится хорошим тоном среди российских путешественников. Претензий немало: билетов не достать, условия проезда ужасные, да еще и опоздания… С помощью эксперта рассмотрим эти безусловно наболевшие вопросы без особых эмоций и внимательно.
Наперегонки за плацкартой
Многие граждане, запланировав отпуск
Сходная ситуация наблюдается при покупке проездных документов через Интернет. Кто не успел ввести данные с первым ударом часов в восемь
Самое интересное заключается в том, что вожделенные билетики проще купить не сильно загодя, а за несколько дней до отправления. Причина — в многочисленных «бронях», связанных, например, с перевозками групп детей в летний период к местам отдыха и обратно. В дальнейшем неиспользованные билеты поступают в свободную продажу.
— Дело в том, что сейчас открыт максимум каналов продаж: билетные кассы, Интернет, транзакционные терминалы на вокзалах, — поясняет «НН» помощник начальника Горьковского филиала
Захотелось в туалет? Предъявляй билет
В уголке привокзального ватерклозета станции Адлер скромно висит объявление, гласящее, что право на бесплатное получение услуг санузла имеют инвалиды и пассажиры с билетами на поезда дальнего следования. Но стоило углядевшей эту вывеску пассажирке Н. с малолетней дочкой попробовать не заплатить дважды по пятнадцать рублей, как ее в два голоса обругали бдительные кассирши, сообщив, что «это уже давно недействительно».
На самом деле, согласно Федеральному закону «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», пассажир, имеющий на руках билет на поезд, вправе бесплатно пользоваться не только залами ожидания, но и туалетами.
Вокзальные туалеты, как правило, особой чистотой и свежестью не отличаются, и сложно представить, что за редкими исключениями их стремятся посещать люди «с улицы»,
Тоже мне купе…
Но вот вы наконец сели в поезд. И обнаружили, что окно в купе «утеплено» газеткой, подклеенной скотчем, а дверь плохо закрывается, воздух раскален, плюс, несмотря на все старания проводника, ужасно пахнет из туалета, который, в противовес ожиданиям, оказался совершенно не био, а обычным, советского образца, и порой приходится запасаться терпением, дожидаясь своей очереди. Так поездка на юг нередко оборачивается кошмаром длиной почти в двое суток.
«В чем же дело? — недоумевают многие. — В прошлый раз за те же самые пять тысяч, на том же маршруте и тоже в купейном вагоне, но с кондиционером, приличным санузлом и мягчайшими плюшевыми диванами… Правда, в прошлый раз поезд был фирменный, № 87, а тут — обычный, № 491».
— Безусловно, в настоящий момент не все вагоны, перевозящие пассажиров на территории РФ, находятся в идеальном состоянии, — словно извиняясь, говорит Дмитрий Богданов. — Проблема с обновлением вагонного парка, к сожалению, давно не нова. Мы ищем выход. Например, на полигоне деятельности Горьковского филиала ФПК обновляем подвижной состав довольно интенсивно. В настоящем году по плану приобретается 88 новых вагонов как для фирменных, так и для обычных поездов. Кстати, стоимость одного вагона колеблется в диапазоне 30 — 35 млн рублей, так что можно представить объем затрат.
Есть еще одна причина, по которой мы рассматриваем поезд № 87 как приоритетный по сравнению с тем же
Постой, паровоз, — я опоздал!
Случалось вам опаздывать на поезд? Нет? И слава богу. Впрочем, и при этой неприятности жизнь отнюдь не заканчивается.
Если вы опоздали
Если вы, уже находясь в дороге, отстали от поезда, а вещи и билет остались в вагоне, нужно немедленно обратиться к начальнику станции или вокзала. Тот свяжется со станцией, ближайшей по ходу следования убежавшего поезда (условие — стоянка не менее 10 минут), где ваши вещи и билет «высадят». Далее вас обязаны бесплатно доставить поездом до этой станции, где безвозмездно продлят срок действия билета на поезд, следующий по нужному вам направлению.
Опоздание по вине перевозчика — особый случай. Как правило, подобное случается с транзитными поездами. Так, этим летом семья с тремя детьми выехала на «Буревестнике» из Нижнего Новгорода, чтобы затем из Москвы доехать до Адлера. Разница между поездами составляла около двух часов.
Конечно, перевозчик оплатит «штраф за опоздание поезда», а также, при необходимости, питание и даже проживание — в случае затянувшегося ожидания. Но очевидный моральный ущерб и драгоценное отпускное время, проведенное на перроне вместо пляжа, компенсировать вам, скорее всего, никто не будет.
Итак, если вы опоздали вместе с поездом, то имеете право на компенсацию — три процента от стоимости билета за каждый полный час задержки относительно расписания. Следовательно, если поезд опоздает на 33 часа, пассажир имеет право вернуть себе фактически полную стоимость проезда.
Но максимальная компенсация за задержку поезда не может превышать цену проездного документа. Первым делом необходимо получить справку об опоздании в справочном бюро или у дежурного по вокзалу, а затем в течение 45 дней подать заявление в произвольной форме (лично или почтой с уведомлением) начальнику станции, приложив к нему копии справки и билета. В течение 30 дней вы должны получить компенсацию.
Опытные люди сообщили корреспонденту «НН», что в одной и той же кассе могут не продать билеты на поезда, разница между временем прибытия и отправления которых составляет три часа или менее. Между тем на онлайновых сервисах возможен поиск маршрутов с пересадками, где «зазор» между поездами составляет как минимум один час. Под личную ответственность, товарищи!
А вот в Европе вполне возможно купить билеты с пересадкой и в пять минут. И, что характерно, успеть. Увы, мы пока далеко не Европа.
— Насчет «не продать» неправда, — утверждает Дмитрий Богданов. — Потому что в нашей системе билеты на каждый поезд продаются по отдельности. К тому же билеты могут быть приобретены в разные дни у разных кассиров, которые могут и не подозревать о планируемой пересадке. В любом случае кассир не имеет права не продать билет. Но может предупредить о возможном риске возникновения
Мария ФЕДОТОВА.
Фото Дмитрия ИЛЕСКИНА.
Между тем
В следующем году объем поставок вагонов для Горьковской железной дороги снизится более чем вчетверо. Это связано с резким снижением объема субсидирования пассажирских перевозок, о чем на днях заявил министр финансов Антон Силуанов, выступая в Совете Федерации с проектом бюджета. По предварительной оценке министра, поезда дальнего следования получат вдвое меньше, чем в 2012 году. Впрочем, это еще ягодки: уже со следующего года Минфин предлагает субсидировать перевозки в плацкартных вагонах поездов дальнего следования лишь нескольким категориям граждан, а именно студентам и пенсионерам.
Если новая схема будет принята к реализации, по предварительным расчетам
компании-перевозчика ОАО «Федеральная пассажирская компания» , при новой схеме субсидирования средняя цена билета на плацкарт вырастет на 67 процентов, на место в общем вагоне — на 51 процент.
Справка «НН»
Цена проездного документа складывается из стоимости услуги по перевозке, платы за плацкарту (место в вагоне) и обязательного страхового сбора.
Если билет куплен не на вокзале, а в «коммерческих» кассах, к его стоимости добавляется комиссионный сбор, сумму которого устанавливает сам продавец. В случае если поездка не состоялась, сбор не вернут.Согласно Правилам перевозки пассажиров, если вы сдаете проездной документ более чем за 15 часов до отправления поезда, вам должны вернуть всю сумму полностью. При возврате проездного документа не менее чем за два часа до отправления вы должны получить на руки полную стоимость перевозки, а вот плацкарты — только половину. Если же вы передумали ехать, как говорится, в последнюю минуту (согласно Правилам, менее чем за два часа до отправления состава), вам вернут сумму за стопроцентным вычетом плацкарты.
Учтите, что за операцию по оформлению возврата денег за неиспользованный проездной документ, а также за услугу переоформления взимаются дополнительные сборы.