Сотвори себе жену

Сотвори себе жену

«Руби Спаркс». США, 2012. Режиссеры: Джонатан Дэйтон, Валери Фэрис. В ролях: Пол Дано, Зои Казан, Антонио Бандерас, Аннетт Бенинг, Стив Куган, Эллиотт Гулд, Крис Мессина, Алиа Шокэт, Аасиф Мандви.

Навластвоваться всласть

Молодой писатель выжат как лимон: схлопотав славу за первый же свой роман, он не знает, как жить с этим дальше. Новая книга не пишется, дружеские и романтические связи порваны и не думают завязываться, психоаналитик не помогает, а любимую собачку все обижают. Одиночество писателя разбавляет только брат — человек приземленный и не понимающий его сложных внутренних проблем.

Однажды герой видит сон, и девушка-виденье возвращает его к жизни, вдохновляет на сочинительство. Уйдя с головой в описание увлекшего его образа по имени Руби Спаркс, писатель неожиданно обнаруживает свою героиню… на собственной кухне. Как ни в чем не бывало, Руби готовит ему завтрак, мило болтает и искренне удивляется неадекватности своего бойфренда.

Словом, перед нами миф о Пигмалионе в современной обработке. Момент появления героини лишен какой бы то ни было мистики, зато насыщен комизмом: писатель натурально думает, что рехнулся, и с перепугу звонит по всем подвернувшимся под руку номерам. Удостоверившись, что Руби и впрямь существует, и даже убедив в этом скептика-брата, писатель начинает жить полной счастливой жизнью с девушкой своей мечты. До тех пор пока чудесное создание не начинает проявлять личную волю, выходить из-под контроля и жить собственной жизнью. Тогда герой решает применить власть. Ведь творец над своим творением должен ее иметь.

Три уровня

История получилась не только интригующей по сюжету, но и многоуровневой по смыслу. На первом плане — отношения человеческие: как научиться принимать любимых людей такими, какие они есть, не навязывать им своего собственного о них представления?

Дальше — глубже — отношения творца и творения, жизни и творчества. В фильме ярко продемонстрировано, что бывает, когда автор своевольничает и противоречит жизненной логике: как только герой пытается «переписать» Руби под себя, она немедленно превращается в пародию на человека — тот самый случай, когда художественный образ называют фальшивым и неубедительным. Любопытно и то, как велика пропасть между публичным бытием творческой личности и частной жизнью: внешние атрибуты славы не меняют человека и не помогают ему, а вот внутренний импульс — любовь — делает и то, и другое.

Ну и третий уровень фильма, едва-едва задетый авторами, — это тема Творца, дарующего своим созданиям свободу из огромной любви к ним.
Собственно, авторы картины предлагают творческим людям этому поучиться.

В какие-то моменты действие провисает, будто, ухватившись за интересную идею, авторы фильма не находят, как ее развить и чем заполнить время до эффектной, хоть и прогнозируемой кульминации. Но вот развязка этой истории окажется столь же неожиданной, сколь и оптимистичной.

Следите за нашими новостями в удобном формате