«Петля времени». США — Китай, 2012. Режиссер Дайан Джонсон. В ролях: Джозеф
«Жестянка» наизнанку
Через тридцать лет путешествия во времени стали возможными, но незаконными: бандиты заметают следы преступлений, отправляя в прошлое специальных людей — «луперов». Командировки называются петлями, а выполнившие свою миссию убивают самих себя в будущем, то есть замыкают петлю. Тех же, кому этого сделать не удается, главари банды убивают молодыми, не дав прожить полагающиеся тридцать лет.
Как признается один из бандитов, «от этих парадоксов башка пухнет», и в начале фильма с ним трудно не согласиться. Путаная история с петлями достигает апогея, когда главный герой Джо в молодости (Левитт) встречается с собой пожилым (Уиллис), чтобы выяснить, в каком возрасте сильнее хочется жить. Опыт во многом превосходит молодость, и перед лицом Уиллиса его юный оппонент предстает глупым сопляком. Но зато прошлое имеет власть над будущим, жизнь старика — в руках юнца. Первый одержим идеей пресечь на корню зло, которое помешает его счастью на склоне лет. Второй хочет просто сохранить себе жизнь здесь и сейчас любой ценой, наплевав на
Название фильма очень точно соответствует содержанию: история неоднократно совершает крутые повороты в тот момент, когда кажется, что она близка к развязке. И то, что зритель уже почти усвоил как истину, внезапно ставится под большой вопрос.
Идеям тесно, кадрам — раздолье
Непредсказуемость сегодня редкий гость на киноэкране, но тут она явилась во всей красе. За доли секунды главный герой принимает решение, которого от него не ждет никто. Несколько раз по ходу действия приходится менять мнение о персонажах, да и о картине в целом. Поначалу кажется, что преимущество явно за пожилым Джо — более смелым, мудрым, готовым бороться за свою любовь. Но у молодого, а тем более маленького человека, есть громадное преимущество: запас времени, чтобы стать другим. А вот старику, готовому шагать по головам ради личного счастья, уже ничто не поможет.
Нельзя не отдать должное авторам картины, покорившим такой «высшей математикой» широкий кинопрокат. Фильм небанален как во внешних мелочах (например, убедителен портрет ближайшего будущего, данный всего в нескольких штрихах; впечатляет способ передачи сообщений самому себе через годы, через расстояния), так и в запрятанных внутри идеях. Много чего вплетено в эту историю насчет фатализма и личной воли, методов искоренения зла и «слезинки ребенка», пределов эгоизма и любви, которая может менять ход событий и людей.