Пластиковый хлеб к старым проповедям

Пластиковый хлеб к старым проповедям

Разумеется, при виде старинных натюрмортов в Центре современного искусства мы догадываемся о наличии подвоха и, присмотревшись внимательно, видим, что цветочно-фруктовое изобилие — ненастоящее. При всем его жизнеподобии — абсолютное неживое и несъедобное. Пластиковое.

Престижное, но преходящее

На втором этаже Арсенала, в фойе «Под сводами» до 4 ноября работает выставка голландской живописи «Vanitas. Смыслы и символы в творчестве современных голландских художников». Помните наверняка: интимный полумрак, сияющая серебряная посуда, горы фруктов, полупрозрачный сочный виноград, завитки лимонной кожуры, цветы и, наконец, свисающая фазанья голова. У богатых людей три-четыре века назад считалось престижным и модным насобирать много красивых, редких предметов и экзотических фруктов, а затем призвать художника с тем, чтобы он увековечил все это хвастливое великолепие.

Голландские мастера — люди часто верующие, порой держали фигу в кармане и писали не просто натюрморты, но работали в жанре vanitas. Такие полотна были наполнены вполне общеизвестными символами, намекающими на бренность человеческой жизни, преходящесть удовольствий и достижений.

Цветы для апокалипсиса

Череп, погасшая свеча, морская раковина или разбитая посуда на таком натюрморте напоминали о неумолимом конце жизни, а гниющие фрукты — о неизбежности старения. Особую пикантность картинам придавало скрытое эротическое значение плодов инжира, слив и персиков. Кубки намекали на ошибочное стремление к удовольствиям, зеркала — на тщеславие, часы — на неумолимый бег времени… Вся эта красота, на деле оборачивающаяся полноценной проповедью для тех, кто не ходит в церковь, обычно еще и снабжалась нравоучением, вроде «Все — это ничего» или «Помни о смерти».

Современный художник Ричард Кайпер полностью воссоздает темы оригинальных vanitas, однако все предметы на его фотографиях сделаны из пластика.
Символы, конечно, есть, например, таймер для варки яиц, стоящий на нуле, или рыбий хребет. Но общая символика — вторжение искусственности в жизнь — кажется более важной. Когда единственным условно живым объектом композиции является мертвая муха — это сильно. Вспоминаются «пластиковые цветы для ядерного апокалипсиса», о чем 40 лет назад пел Оззи Осборн. И еще многочисленные добавки в наших напитках и пище, которые даже не едят животные. К определениям «сырое — вареное» можно добавить «пластиковое», обозначая тем самым переход общества на принципиально новую ступень. Неясно лишь, вверх ли ведет эта ступенька…

Мария ФЕДОТОВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Справка «НН»

Ванитас (лат. vanitas — «суета, тщеславие») — аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках. Термин восходит к библейскому эпизоду (Еккл.1:2).

Следите за нашими новостями в удобном формате