С тех пор, как наша страна в 1990 году была принята в Интерпол, эта организация перестала быть такой загадочной, как раньше. И все равно интерес к ней у россиян не снижается. О том, как сейчас сотрудники отделения Национального центрального бюро Интерпола ГУ МВД России по Нижегородской области реально помогают правоохранительным органам в борьбе с международной преступностью, рассказывает его начальник, подполковник полиции Игорь Мусин.
Сначала надо вычислить
— Игорь Зуферович, сейчас, когда говорят о международной преступности, то в первую очередь имеют в виду терроризм. О громком задержании в Нижнем Новгороде турецкого террориста Сачлы Хакана в этом году слышали все. А были ли еще аналогичные случаи?
— Действительно, такого крупного террориста до этого мы еще не задерживали. Он был объявлен в международный розыск правоохранительными органами Турции в марте этого года за участие в подготовке теракта, совершенного в январе 1996 года в Турции в городе Фатса, где во время выборов у двери коммерческого банка террористами было установлено взрывное устройство. Нескольких участников, готовивших этот теракт, удалось задержать, а Сачлы Хакан скрылся. Генеральным секретариатом Интерпола было издано уведомление «с красным углом», при котором его розыск и задержание обязательны.
По ориентировке мы знали, что он может находиться на территории Москвы, Московской и Нижегородской областей. Сачлы Хакан знал, что его разыскивают, и менял места проживания. Но наши сотрудники совместно с ФСБ его вычислили и задержали у дверей квартиры. На установление его местонахождения и задержание понадобилось около двух месяцев кропотливой работы. После этого мы установили местонахождение гражданина Узбекистана, разыскиваемого за участие в террористической деятельности на территории этой страны.
— Расскажите, пожалуйста, насколько это возможно, не раскрывая служебных секретов, как организуется розыск?
— С того момента, как к нам поступает запрос на розыск конкретного человека, мы прежде всего пытаемся установить его местонахождение, для чего проводим необходимые оперативные мероприятия. Как правило, в запросе имеются первичные сведения о совершенном преступлении и предполагаемом местонахождении. Вся имеющаяся информация в отношении разыскиваемых лиц тщательно изучается на соответствие нормам российского законодательства и международного права с целью недопущения нарушения прав и свобод человека и гражданина. После установления местонахождения и задержания разыскиваемого лица имеющиеся материалы передаются в прокуратуру для проведения экстрадиционной проверки, на время которой по решению суда задержанный помещается в СИЗО и ожидает решения Генеральной прокуратуры Российской Федерации о выдаче.
В контакте с коллегами
— Количество прибывающих в наш регион мигрантов вызывает беспокойство у нижегородцев, ведь они нередко фигурируют в криминальной хронике…
— По согласованию с руководством Управления Федеральной миграционной службы России (УФМС) по Нижегородской области всех иностранных граждан, которые встают на миграционный учет в регионе, мы проверяем по базе данных Генерального секретариата Интерпола. При выявлении криминальной информации заинтересованные службы и органы ставятся об этом в известность, а также запрашивается бюро Интерпола конкретной страны для получения более полных сведений.
Благодаря таким мероприятиям были выявлены граждане Армении с поддельными паспортами, а при дальнейшей проверке выяснилось, что документы с данными номерами выдавались не тем людям, которые пришли с ними в УФМС. Таких случаев немало.
После направления данной информации в миграционную службу области был изъят паспорт у гражданина и отправлен на экспертизу, в ходе которой были установлены признаки подделки. В итоге все эти материалы были направлены в отдел полиции для возбуждения уголовного дела.
Выявляются случаи использования поддельных документов при оформлении российского гражданства. Так, суд одного из районов нашей области признал факт использования поддельного документа гражданина Армении, который в итоге был лишен гражданства Российской Федерации.
— Правоохранителям нередко требуется найти не только жулика, но и его имущество. Случалось ли вам искать недвижимость нижегородцев за границей?
— По таким вопросам приходится обращаться в правоохранительные органы зарубежных стран. Но речь идет только о недвижимом имуществе, приобретенном на средства, полученные от преступной деятельности лиц, проверяемых на причастность к совершению тяжких преступлений. Мы можем получить информацию о наличии недвижимости у лица, которого мы проверяем. Но тут вопрос тонкий. Мы должны очень грамотно составить запрос и указать причину обращения. При этом в материалах необходимо наличие сведений о предполагаемом местонахождении объектов собственности (страна, регион, город). Также в запросе указываем, что имущество человека разыскивается в связи с его подозрением в преступлениях экономического характера.
Следует отметить, что наши зарубежные коллеги иногда запрашивают аналогичную информацию.
Как-то из Германии нам прислали запрос по одному из бывших нижегородских чиновников достаточно высокого ранга. Запрос был связан с тем, что этот человек собирался покупать в Германии недвижимость. По обращению НЦБ Интерпола Германии необходимо было проверить его криминальное прошлое, если таковое имелось. У немецких коллег были основания полагать, что деньги, на которые он собирался приобрести недвижимость, добыты преступным путем. После проведения проверочных мероприятий полная характеризующая информация была направлена нашим германским коллегам.
Тайное становится явным
— Раньше Интерпол много работал с таможней…
— Мы и сейчас продолжаем с ней работать. В прошлом году таможенники возбудили 30 уголовных дел по информации, предоставленной по каналам Интерпола.
Взаимодействие с таможней осуществляется следующим образом. В ходе проверки деятельности
какой-либо фирмы таможенники выясняют, что она контактирует с международными поставщиками. При этом проверяется информация по контрактам, договорам, и копии документов направляют к нам для подготовки запросов. Мы проверяем фирмы не только в стране, где она зарегистрирована, но и по всем имеющимся в Интерполе данным.Большая часть проведенных нами проверок заканчивается подтверждением информации о криминальной деятельности фирм, что дает основания таможенным органам возбуждать уголовные дела по фактам уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей. Бывает, выясняется, что таких фирм вообще не существует. Так, к примеру, было с фирмами по поставке автомототранспортных средств и экспорту стали.
— Направления розыска, получается, у вас самые разные?
— Это на самом деле так. Совместно с руководством УГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области мы проводим проверки регистрируемого в регионе автотранспорта по базам данных Интерпола на предмет розыска. Информация о нем поступает к нам еженедельно. Продолжаем взаимодействовать с таможенными органами при проверке автотранспорта, проходящего оформление в Приволжском регионе. Благодаря такому взаимодействию, в 2012 году было выявлено 4 автомашины, находящиеся в международном розыске.
Разыскиваем детей. Так, в этом году была объявлена в международный розыск четырехлетняя девочка, пропавшая в Нижнем Новгороде. Нашли ее на Кипре, куда девочку вывез отец.
Одним из важных направлений деятельности Интерпола остается розыск похищенных культурных ценностей. В 2010 году в Италии у граждан Польши были обнаружены и изъяты 86 икон российского происхождения, среди которых была икона Николая Чудотворца, похищенная 12 лет назад в Нижегородской области. В настоящее время Министерство культуры Российской Федерации занимается ее возвратом.
— Сколько человек в штате отделения? Приходится ли им ездить за границу по служебной необходимости?
— В период реформирования МВД у нас была сокращена 1 единица, и в настоящее время в отделении работает 5 сотрудников. Мы справляемся, хотя, конечно, еще один человек не помешал бы, поскольку нагрузка действительно большая. Все наши сотрудники имеют высшее юридическое образование, знают иностранный язык, ведь 90 процентов документов, с которыми нам приходится работать, на английском языке.
До настоящего времени у нашего отделения не возникало служебной необходимости выездов за границу, однако сотрудники российского бюро Интерпола регулярно осуществляют выезды в зарубежные командировки.
Ольга МАКАРОВА.