От тусовок до революции

В Нижегородском государственном выставочном комплексе до 13 января открыт «Черный пруд» — вернисаж участников небезызвестного творческого объединения, ныне отмечающего четвертьвековой юбилей.

А ведь когда-то и речи не шло о том, чтобы их работы присутствовали на главной выставочной площадке города — талантливая молодежь не входила в состав Союза художников. Памятны квартирники и полулегальные выставки в каких-то катакомбах, Все это не особо афишировалось, информация о выставках, явки-пароли передавались, как правило, только «своим». Но самодеятельные вернисажи впечатляли: в них были в изобилии свежий взгляд и непредвзятость, независимость, издевательство и ирония. Официальный лубок уступал место непричесанной правде обкромсанных городских тополей и улыбчивых бомжей.

Далее под шумок перестроечных перемен чернопрудовцами был «захвачен» в качестве выставочной площадки киноцентр «Рекорд». Затем понемногу, по одной-две картине, нонконформистская мысль в живописи проникала в престижные залы. Художников стали приглашать в поездки: на первые «гастроли» они выбрались в Йошкар-Олу, в Чувашский художественный музей. Впоследствии, кстати, выяснилось, что в этом музее собрана самая большая коллекция работ «Черного пруда».

В середине девяностых, участники объединения с удивлением для себя узнали, что у них, оказывается, есть заочные ученики и последователи и что, выходит, сами того не зная, они совершили эдакую небольшую революцию в живописи постсоветского времени. Теперь их картины взлетели в цене…

Мария ФЕДОТОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате